Приступы головной боли мигрень с аурой

Видео: Как_избавиться_от_мигрени_массаж

Под аурой понимают совокупность неврологических симптомов, которые непосредственно предшествуют болевой фазе приступа мигрени.

Начало ауры считается началом приступа, хотя во время ауры головной боли нет.

В большинстве случаев аура длится несколько минут и обычно заканчивается до начала болевой фазы приступа.

Таким образом, приступ мигрени с аурой тоже включает 3 фазы:
1) безболевая фаза — аура;
2) болевая фаза и
3) фаза послеприступного недомогания.

Причиной неврологических симптомов ауры является дисциркуляция (в большинстве случаев — спазм) в области кровоснабжения определенной группы церебральных артерий.

Эта общая особенность патогенеза ауры позволила объединить под одним названием — мигрень с аурой — разные клинические формы мигрени, описываемые прежде под другими названиями:
1) офтальмическая (классическая) мигрень, при которой расстройства зрения в одноименных участках полей зрения обоих глаз во время ауры были связаны с дисциркуляцией в бассейне корковых ветвей затылочной артерии и
2) ассоциированная мигрень, при которой аура зависит от дисциркуляции в разных артериях вертебробазилярного или каротидного бассейна, причем клиническую форму именуют в соответствии с неврологическими симптомами ауры, например гемиплегическая, мозжечковая, афазическая и т.д.

В комментариях к «Классификации-2003» типичной аурой называют ауру с обратимыми зрительными, чувствительными или речевыми расстройствами перед болевой фазой мигрени. Если продолжительность ауры затягивается более чем на несколько минут, то говорят о мигрени с продолжительной (пролонгированной) аурой.

В этих случаях симптомы ауры наблюдаются и после того, как наступила болевая фаза мигрени (аура «наслаивается» на болевую фазу). Мигрень с аурой в полной мере соответствует характерной стереотипности приступа у каждого больного. Это означает, что у данного больного при повторных приступах аура протекает  строго стереотипно.


Офтальмическая мигрень

Для офтальмической (классической) мигрени характерна аура со зрительными нарушениями с тем или иным дефектом поля зрения. В одних случаях это явление раздражения: больной видит сверкающие точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, мелькающие зигзаги.

Интенсивность этих симптомов нарастает в течение нескольких секунд или минут. Часто сверкающая фотопсия сменяется скотомой или более значительным дефектом, распространяющимся иногда на всю половину поля зрения. Если зрительные нарушения возникают в правой половине поля зрения, то головная боль локализуется слева, и наоборот.

Лишь у 10—15% больных боль возникает на той же стороне. У большинства больных при повторных приступах зрительная аура стереотипна. Реже ее продолжительность, содержание, латерализация меняется от приступа к приступу. Причиной зрительной ауры является дисциркуляция в бассейне задней мозговой артерии. Приступы со зрительной аурой могут провоцироваться ярким светом или его мельканием, переходом из темноты в ярко освещенное помещение, громким звуком, резким запахом.

По миновании ауры возникает пульсирующая боль в лобно-височно-глазничной области, которая нарастает в течение 0,51,5 ч, сопровождается тошнотой, иногда рвотой, бледностью кожных покровов. Сопутствующие вегетативные симптомы при офтальмической мигрени выражены слабее и не столь многообразны, как при простой мигрени. Средняя продолжительность приступа классической мигрени 6 ч.

При офтальмической мигрени чаще бывают серии повторных приступов с последующим длительным светлым промежутком. Рефрактерного периода после приступа обычно не бывает. Мигрень этого типа усиливается в I и II триместрах беременности. При офтальмической мигрени чаще отмечается повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким запахам, острой пище.



Больная Б., 39 лет, врач-лаборант. Наследственность не отягощена, но у родной сестры больной с 17 лет были приступы мигрени. Больная росла и развивалась нормально, менструации с 14 лет, регулярные. В школьном возрасте на здоровье не жаловалась. Впервые приступ головной боли возник в 19 лет во время экзаменационной сессии в институте, когда больная занималась несколько ночей.

Приступ начинался с «затуманивания» в правой половине поля зрения. Затуманивание достигало середины поля зрения и тогда уже воспринималось как «черная тьма» справа. Спустя 30 мин темный дефект поля зрения начинал светлеть и появлялась боль в левой височной области, которая постепенно становилась пульсирующей. Хотелось сильно надавить рукой на левый висок. Появлялась сильная сонливость, но заснуть не могла.

Приступы продолжались 3—4 ч и повторялись ежедневно или через день до окончания сессии. В этот же период у больной было 4 обморока, когда она утром вставала с постели. После этого обмороки бывали 2-5 раз в месяц, обычно после волнений или переутомления. Периодически стало повышаться АД [до 160/100 мм рт. ст.]. Связи приступов с менструациями не было.

При осмотре очаговой неврологической симптоматики не обнаружено. Признаки вегетативной лабильности не выражены. Артериальное давление 140/90 мм рт. ст., пульс 72 уд./мин. Рентгенограмма черепа и ЭЭГ без особенностей. На глазном дне — ангиоспазм сосудов сетчатки. На РЭГ в межприступном периоде (рис. 5.8) признаки повышения тонуса сосудов, которые особенно выражены в окципито-мастоидальном отведении слева, т.е. в сосудистой зоне, ответственной за симптомы ауры.

Реограммы больной офтальмической мигренью с фотопсиями в правой половине поля зрения во время ауры
Рис. 5.8. Реограммы больной офтальмической мигренью с фотопсиями в правой половине поля зрения во время ауры:
1 — правое полушарное отведение РЭГ- 2 — левое полушарное отведение РЭГ- 3 — окципито-мастоидальное отведение справа- 4 — окципито-мастоидальное отведение слева- реографические признаки значительного повышения артериального тонуса («спазм»).
Калибровочный сигнал 0,05 Ом


Рекомендовано принимать 1 таблетку кофетамина при появлении затуманивания поля зрения и ежедневно диваскан по 1 таблетке 3 раза в день. В связи с эпизодами повышения АД к межприступному лечению добавлен обзидан по 20 мг утром и вечером. На втором месяце лечения приступы прошли, АД стабильно держится на уровне 115/70-120/70 мм рт. ст. Рекомендовано продолжить межприступное лечение еще 2 мес.

Таким образом, у больной с офтальмической мигренью и артериальной гипертензией (пограничная гипертензия) выявлено при помощи регионарных РЭГ преимущественное повышение тонуса артерий сосудистого бассейна, дисциркуляция в котором обусловливала дефекты зрения во время ауры.

От офтальмической мигрени следует отличать сетчатонную (ретинальную) мигрень, при которой во время ауры дефекты касаются не какой-либо одной части поля зрения обоих глаз, а проявляются центральной или парацентральной скотомой и преходящей слепотой на один или оба глаза.

Полагают, что причина зрительных расстройств при этой форме мигрени заключена в дисциркуляции (спазм) в системе центральной артерии сетчатки. Больной с ретинальной мигренью рассказывал о приступе так: «Как только пройдет снег перед правым глазом, жди приступа боли в виске справа». В этом тоже проявляются особенности латерализации симптомов ауры и боли при офтальмической и ретинальной мигрени.

При офтальмической мигрени дисциркуляция в зоне васкуляризации корковых ветвей левой затылочной артерии вызывает дефекты в правой половине полей зрения обоих глаз и приступ боли в левой височной области. При ретинальной мигрени латерализация зрительного дефекта в ауре (дисциркуляция в сетчатке, например, правого глаза) совпадает с латерализацией височной боли (в указанном примере — справа).

В «чистом» виде сетчаточная мигрень встречается редко. У некоторых больных приступы ретинальной мигрени сочетаются или чередуются с приступами простой или офтальмической мигрени [Прусинский А., 1979].

Шток В.Н.
Похожее