Применение вазоактивных средств при головной боли

Видео: Лечение мигрени Ботоксом

В последние годы накапливаются данные о связи регуляции антиноцицепции и деятельности сердечно-сосудистой системы.

В основе этой связи лежит взаимодействие адренергических, опиатных, ГАМКергических и бензодиазепинергических систем.

Эндогенные опиоиды участвуют в опосредовании гипотензивного действия агониста Р2-рецепторов клонидина, вызывают гипотензию и брадикардию [Feldberg W., Wei Е., 1977- Farsang С, Kunos G., 1979].

Сердечно-сосудистые эффекты ГАМК обусловлены торможением симпатических и активацией парасимпатических центров ЦНС, угнетением проведения импульсов в симпатических ганглиях, влиянием на сосудистые ГАМК-рецепторы и антагонистическим отношением к ангиотензину [De Fendis FY, 1981].

Благодаря этому ГАМК и ее агонисты снижают цереброваскулярное сопротивление (особенно при исходно повышенном тонусе артерий), увеличивают мозговой кровоток и потребление мозгом кислорода [Мирзоян С.А., Акопян В.П., 1967- Edvinsson L. et al., 1980].

При гипертонической болезни, атеросклерозе и мигрени находят поражения сосудистых ГАМК-рецепторов, во время приступов мигрени и эмболии церебральных сосудов уровень ГАМК в спинномозговой жидкости повышается. Применение ГАМКергических средств при цереброваскулярных расстройствах дает выраженный терапевтический эффект [Петелин Л.С. идр., 1974- Funayama S., Nikino Н., 1979- Otomo Е. et al., 1981].

Способность бензодиазепинов угнетать вегетативно-сосудистые реакции лежит в основе терапевтического применения бензодиазепинов при психосоматических заболеваниях и вегетососудистых кризах [Haefely W.E., 1979].

В свою очередь клонидин вызывает гипалгезию, которую (как и гипалгезию, вызванную ГАМК) подавляет налоксон, а пропранолол (как и налоксон) повышает чувствительность к болевым раздражениям. Эти данные свидетельствуют о том, что при гипертонической болезни нарушается как опиоидная, так и адренергическая регуляция в ЦНС [Mac Green R.F., Bernston G.G., 1980- Fielding S., Lai H., 1981].

Клонидин, подобно наркотическим анальгетикам, тормозит вызванные болевым раздражением потенциалы преганглионарных нейронов спинного мозга. Поскольку клонидин купирует абстиненцию после отмены опиатов, можно полагать, что их анальгетическое действие опосредуется с вовлечением адренергических систем [Hare B.D., Franz D.N., 1983]. Экспериментальные данные показывают, что антигипертензивное действие клонидина и его антиноцицептивный эффект опосредуются разными рецепторными системами [Chan S.H.H., 1984].

Экспериментально доказано влияние а-блокаторов на систему ноцицепции. Так, введение фентоламина в большое ядро шва вызывает гипалгезию, что объясняют блокадой норадренергических синапсов в большом ядре шва и последующим растормаживанием серотонинергических нейронов, регулирующих спинальный воротный контроль [Sagen J., Proudfit Н.К., 1981]. В то же время системное введение фентоламина и пирроксана угнетает антиноцицептивный эффект адреномиметиков.

Селективный агблокатор празозин не влияет на эффект миметиков, но сам обладает антиноцицептивной активностью. У оА-блокатора пипероксана обнаружены свойства антагониста морфина. Неселективный ос-блокатор фентоламин предупреждает действие анальгина, но усиливает аналгезию, если его вводят после анальгина [Сливко С.Ф. и др., 1983- Benthley G.A. et al., 1983].

Введение в-блокатора пропранолола в дорсальное ядро шва снижает потенциалы действия в этом ядре антиноцицептивной системы, а также в нейронах соматосенсорной коры [Моуаnоva S. et al., 1983]. Пропранолол снижает чувствительность к ноцицептивным раздражениям и значительно усиливает обезболивающий эффект анальгина [Сливко С.Ф. и др., 1983].

Одним из путей влияния в-блокаторов на ноцицепцию является их способность уменьшать образование серотонина из триптофана. Этот механизм, по-видимому, лежит в основе не только терапевтических эффектов, но и побочных нервно-психических явлений при лечении в-блокаторами [Hallberge Н. et al., 1982].

В результате действия в-блокаторов на ЦНС уменьшаются беспокойство, возбуждение и страх, купируются сердечно-сосудистые и вегетативно-соматические расстройства, вызванные стрессом [Коella W.R, 1978- Kelly D., 1978- Schenn G.K., 1981- Taylor F.A. etal., 1981).

Применение в-блокаторов для межприступного лечения мигрени обусловлено их свойством предупреждать дилатацию артерий и взаимодействовать с серотониновыми рецепторами, что, по-видимому, играет роль в антиноцицептивных эффектах в-блокаторов [Brownlee R.P. et al., 1980- Connell D.J. et al., 1980].

Таким образом, имеются экспериментальные и клинические факты, показывающие, что анальгезирующие средства влияют на регуляцию функции сердечно-сосудистой системы, а вазоактивные препараты — на регуляцию ноцицепции. Однако клинический опыт показывает, что вазоактивные средства в терапевтических дозах не дают обезболивающего эффекта и их не применяют с целью аналгезии.

Применение вазоактивных средств при головной боли направлено в первую очередь на нормализацию сосудистой регуляции и реактивности, ликвидацию церебральной ангиодистонии, улучшение венозного оттока из полости черепа и восстановление адекватной системной гемодинамики.

Фармакологические группы вазоактивных средств

В широком смысле к вазоактивным средствам следует отнести препараты разных фармакологических групп, которые, действуя тем или иным образом на механизмы регуляции системного и регионального кровообращения, обеспечивают адекватное кровоснабжение органов и тканей.

Среди механизмов сосудистой регуляции можно выделить звенья нервного, мышечного механизма и гуморальный механизм регуляции. Принимая эти представления сосудистой регуляции, естественно систематизировать вазоактивные средства в соответствии с объектами и субстратами их фармакологического действия.

В отношении объектов фармакологического воздействия вазоактивных средств можно указать такую последовательность: нервный механизм регуляции (вазомоторные центры ствола, симпатические узлы, нервно-гладкомышечное соединение)- мышечный механизм — гладкомышечные клетки артерий со структурно-функциональными элементами, обеспечивающими расслабление и сокращение белковых сократительных систем актина-миозина (ферментные системы каскада аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и цАМФ — аденилатциклаза и фосфодиэстераза, системы баланса внутриклеточной концентрации Са ).

Во всех случаях субстратами фармакологического действия лекарств служат соответствующие рецепторы в перечисленных структурно-функциональных единицах. К ним можно добавить и рецепторы клеточных и гуморальных систем крови (табл. 4.4).

Таблица 4.4. Объекты и субстраты воздействия вазоактивных средств

Объект фарма­кологического воздействия

Видео: Массаж Головы для Снятия Головной Боли за 4 минуты



Субстрат фарма­кологического воздействия



Фармакологическая группа

Некоторые препараты

Стволовые сосудодвигательные центры Пре- и постсинаптические рецепторы синап­сов стволовых центров I. Центральные антигипертензивные средства


1. Агонисты a2- пресинаптических рецепторов Клонидин
Метилдофа
Гуанфацин


2. Центральные симпатолитики Резерпин


3. в-блокаторы неселективные Пропранолол и другие
Вегетативные (симпатические) ганглии Рецепторы межнейронных си- напсов в ган­глиях Ганглиоблокаторы Триметафан
Пентамин
Бензогексоний
Гигроний
Ганглерон
Нервногладко-мышечное сое­динение (НГМС) Рецепторы НГМС Перифериче­ские симпатолитики Гуанетидин

а-рецепторы а-адренергичекие стимулято­ры Эрготамин Дигидроэрготамин


а-адренергические блокаторы Пирроксан
Фентоламин Дигидроэрготоксин
Ницерголин
Празозин

Р-рецепторы Р-адренергические блокаторы Пропранолол и др.

СТ-рецепторы агонисты СТ-рецепторов (триптаны) Суматриптан Золмитриптан Наратриптан


антагонисты СТ-рецепторов Кетансерин
Миансерин
Ципрогептадин
Пизотифен
Сандомигран
Гладкая муску­латура артерий Рецепторы глад­кой мускулатуры


а-рецепторы Тоже Тоже

Р-рецепторы Тоже Тоже

СТ-рецепторы Тоже Тоже

Аденилатцикла-за (АЦ) Активаторы АЦ Винпоцетин
Производные ксантина (ча­стично)

Фосфодиэстераза (ФДЭ) Ингибиторы ФДЭ Папаверин
Дротаверин
Дипиридамол
Винпоцетин (ча­стично)
Производные ксантина (ча­стично)
Каналы ионов Са в мембране гладкомышечной клетки Блокаторы каналов Са Нифедипин
Верапамил
Нимодипин
Факторы гумо­ральной регуля­ции


Ангиотензин II (вазоконстри-кторный пептид) Ангиотензин-превращающий фермент (АПФ) Ингибиторы АПФ Каптоприл
Эналаприл
Лизиноприл
Периндоприл
Рецепторы AT II гладкой муску­латуры артерий Антагонисты (блокаторы) AT II рецепторов Вальсартан
Ирбесартан
Лозартан
Телмисартан
Брадикинин (вазодилататорный пептид) Калликреин (фермент, пре­вращающий кининоген в кинин — вид вазоактивного пеп­тида) Ингибитор калликреина Апротинин (трасилол, контрикал, гордокс)
Простагландины Циклооксигеназа (фермент на пути превраще­ния арахидоновой кислоты в промежуточные и окончатель­ные продукты синтеза простагландинов) Ингибитор циклооксигеназы Ацетилсалици­ловая кислота и др. НСПВС
Шток В.Н.
Похожее