Головная боль при менингите
Видео: Жить здорово! Как вылечить гайморит без проколов и боли. (15.12.2015)
Воспалительные поражения мозговых оболочек сопровождаются головной болью.Это касается как первичных, так и вторичных менингитов, осложняющих воспалительные и некоторые невоспалительные заболевания, например грибковые и протозойные поражения и опухоли.
Менингит, вызываемый бактериями, может протекать как гнойный (менингококковый, пневмококковый и др.) или как серозный (туберкулезный, сифилитический, лептоспирозный), а вирусный имеет только серозную форму.
Менингит диагностируют на основании триады синдромов: оболочечно-гипертензионного, инфекционного и ликворологического. Приведем некоторые дифференциальнодиагностические признаки, облегчающие распознавание менингита в начале болезни (табл. 9.1, 9.2).
Таблица. 9.1. Дифференциальная диагностика менингита на догоспитальном этапе [по B.C. Лобзину, 1983, с сокращениями]
Таблица. 9.2. Дифференциальная ликвородиагностика менингита [по B.C. Лобзину, 1983]
Оболочечно-гипертензионный синдром обусловлен отеком оболочек, гиперсекрецией спинномозговой жидкости, повышением внутричерепного давления, раздражением болевых рецепторов. Паретическая дилатация оболочечных сосудов ведет к увеличению внутричерепного кровенаполнения, повышению проницаемости сосудов.
Выход из сосудистого русла вазоактивных веществ и токсинов снижает болевой порог. Расстройства внутричерепного кровообращения при тяжелом менингите усугубляются развитием диссеминированного внутрисосудистого свертывания.
Все эти факторы обусловливают интенсивность головной боли при менингите. Внутричерепная гипертензия делает ее распирающей, больные стонут и кричат от боли, особенно в состоянии психомоторного возбуждения, при бреде и галлюцинациях. У больных в сопоре и коме перкуссия и даже пальпация головы вызывает болезненную гримасу.
Головная боль сопровождается гиперестезией, реактивными болевыми феноменами, тоническим напряжением мышц и контрактурой, которые лежат в основе менингеальных симптомов и менингитической позы.
Исследование спинномозговой жидкости способствует распознаванию и дифференциальной диагностике менингита и обеспечивает контроль за эффективностью лечения.
Гнойный менингит
Гнойный менингит — менингококковый, пневмококковый и вызываемые другими возбудителями — возникают как первичное заболевание оболочек. Заболевание развивается бурно. Тяжелый менингит сопровождается инфекционно-токсическим шоком, отеком мозга, образованием субдурального выпота, дислокацией мозга с синдромами вклинения. В таких случаях возникает вопрос о нейрохирургическом лечении [Лобзин B.C., 1983].Менингококковый менингит в 30% случаев протекает с менингококкемией и геморрагическими высыпаниями на коже, вовлечением III, IV, VII и VIII черепных нервов [Ващенко М.А., 1973]. Пневмококковый менингит может стать и вторичным осложнением пневмонии, отита, синусита и т.д.
Интенсивная распирающая головная боль отмечается с первых часов заболевания и часто сопровождается рвотой.
Лечение гнойного менингита
Лечение гнойного менингита включает антибактериальную терапию, лечение инфекционно-токсическим шока, отека мозга и коррекцию нарушений осмолярности и синдрома ДВС. Поскольку в 90% случаев гнойные менингиты обусловлены кокковой инфекцией, высокочувствительной к пенициллину, лечение начинают этим антибиотиком.Суточная доза для взрослых достигает 24 млн —32 млн ЕД, а при менингоэнцефалите ее увеличивают до 48 млн ЕД внутримышечно.
Больным в коматозном состоянии назначают натриевую (!) соль бензилпенициллина по 4 млн —12 млн ЕД в сутки внутривенно или по 50 тыс. —100 тыс. ЕД эндолюмбально. Эндолюмбально можно вводить и хлоркальциевый комплекс стрептомицина по 75 тыс. —100 тыс. ЕД. Одновременно с антибиотиками назначают нистатин в дозе до 3 млн ЕД в сут.
Для лечения менингита кокковой этиологии можно применять растворимый левомицетин — хлорамфеникола сукцинат внутривенно или внутримышечно [из расчета 0,06—0,1 г/кг в сутки], а также полусинтетические пенициллины по 200—300 мг/кг в сут., причем метациллин и оксациллин каждые 3 ч, а ампициллин каждые 6 ч внутримышечно.
В последние годы доказана эффективность цефалоспоринов III поколения (цефотаксим, цефтриаксон, цефтазидим, цефменоксим, цефуроксим). Так, цефотаксим назначают внутривенно или внутримышечно. В первом случае 0,5 г препарата растворяют в 2 мл, а 1 г в 4 мл воды для инъекций и вводят в течение 3—5 мин.
Большие дозы назначают в виде инфузий: 2 г цефотаксима растворяют в 40 мл воды для инъекций, изотонического раствора натрия хлорида или 5% раствора глюкозы [вводят медленно в течение 20 мин]. Для внутримышечной инъекции 500 мг препарата растворяют в 2 мл, а 2 г в 5 мл воды для инъекций. Повторные инъекции делают через 6 ч. Максимальная суточная доза 12 г. Препарат цефтриаксон вводят 1 раз в сут. — 100 мг/кг внутривенно медленно.
Для лечения больных менингитом, вызванным гемофильной или кишечной палочкой, бациллой Фридлендера (клебсиелла пневмонии) или сальмонеллами, предпочтительнее применять левомицетин по 0,06 — 0,1 г/кг в сут. или тетрациклин по 0,025—0,03 г/кг каждые 6 ч.
При менингококковом менингите комбинация антибиотиков не повышает эффективности лечения. Однако при сопутствующем воспалительном процессе в других органах (пневмония, отит, пиелит), вызванном иными возбудителями, комбинация антибиотиков оправдана.
При стафилококковом менингите для эффективного лечения необходимо определить чувствительность возбудителя к антибиотикам. Если это невозможно, назначают комбинацию антибиотиков: пенициллин + левомицетин, оксациллин + ампициллин, ампициллин + гентамицин.
При неизвестном возбудителе в качестве старт-терапии применяют ампициллин [внутривенно 0,4 г/кг в сут. с 4-часовыми перерывами] или аминогликозиды — канамицин [1 — 2 мг/кг каждые 6 ч внутримышечно], гентамицин [5—10 мг/кг 2 раза в сутки внутримышечно]. Применение антибиотиков позволило снизить летальность при пневмококковом менингите с 95—100 до 18—20%, при инфлюэнц-менингите с 92 до 3—7%, при менингококковом — с 70—80 до 6—14%.
Показателем достаточности лечения антибиотиками служит снижение цитоза в СМЖ [менее 100 клеток в 10 9 /л], причем 75% этих клеток должны составлять лимфоциты. При инфекционно-токсическом шоке назначают кардиотонические средства — строфантин, коргликон, сульфокамфокаин.
Для коррекции гиповолемии, а также с целью дезинтоксикации проводят инфузионную терапию (регидратация) — вводят внутривенно капельно изотонический раствор натрия хлорида, 5% раствор глюкозы, полиглюкин, реополиглюкин, гемодез, глюкозоновокаиновую смесь [10% раствор глюкозы с инсулином из расчета 1 ЕД инсулина на 4 г сухой глюкозы и 0,25% раствор новокаина], а также раствор Рингера—Локка и лактосол. Общее количество жидкости, вводимой в первые сутки при регидратации, составляет 30—80 мл/кг.
Для коррекции ацидоза проводят инфузию 4% раствора натрия бикарбоната [при необходимости до 500—800 мл]. На этом фоне в первые двое суток назначают гидрокортизон от 4 до 75 мг/кг в сутки или преднизолон от 5 до 30 мг/кг в сут.
Некоторые специалисты отдают предпочтение дексазону, в меньшей мере влияющему на водно-электролитный баланс. Назначают ударную дозу препарата — 8— 16 мг внутривенно с последующим введением по 4 мг 4 раза в день сначала внутримышечно, а потом внутрь. Кортикостероиды оказывают и дегидратирующее действие.
Для снижения ВЧД повторно извлекают СМЖ, назначают детдратирующие средства (лазикс, маннитол, сорбитол, глицерин), эуфиллин. Осмотические диуретики следует назначать после предварительной дезинтоксикационной терапии, нормализации проницаемости мембран.
Благодаря этому можно избежать гипердегидратации нервных клеток, которая при отмене осмодиуретиков может стать причиной быстрого набухания мозга. При гиперосмолярном синдроме применение осмотических диуретиков противопоказано. Для предупреждения и коррекции гипокалиемии вводят внутривенно капельно калийполяризуюшую смесь: 500 мл 5% раствора глюкозы, 150 мл 1% раствора калия хлорида, 10 ЕД инсулина.
Если на фоне инфекционно-токсического шока развивается острая почечная недостаточность с олигурией и гиперкалиемией, объем внутривенно введенной жидкости не должен превышать объема выделенной мочи. Внутривенно вводят 100—200 мл 4% раствора натрия бикарбоната, 100—200 мл 0,25% раствора новокаина и 80—100 мл 20% раствора глюкозы. Нарастание гиперкалиемии служит показанием для диализа.
Токсическое влияние гиперкалиемии на сердце (брадикардия, аритмия, высокий остроконечный зубец Т) можно уменьшить внутривенным введением 20 мл 10% раствора кальция глюконата или 10—20 мл 30% раствора натрия тиосульфата (медленно!).
Повышают резистентность мозга к гипоксии фенобарбитал по 0,5 мг/кг в сут., нейролептики в составе литической смеси: 1 мл 25% раствора аминазина (или дроперидол), 1 мл 2,5% раствора пипольфена. Литическую смесь для внутримышечного введения разводят 0,5% раствором новокаина, а для внутривенного — бидистиллированной водой или 5% раствором глюкозы. С целью гипотермии к литической смеси анальгин [30—50% раствор]. Литическая смесь противопоказаны при коме.
Для коррекции синдрома ДВС назначают средства, улучшающие реологические свойства крови (полиглюкин, реополиглюкин, гемодез, эуфиллин, курантил), а также гепарин в сочетании с антитромбином-Ш(кибернин) или свежезамороженной плазмой. Убедительных данных о том, что при коррекции ДВС сокращаются сроки лечения и снижается летальность при менингите, не получено.
При лечении психомоторного возбуждения или судорожного синдрома назначают 0,5% раствор седуксена по 4—6 мл внутривенно, натрия оксибутират по 50—70 мг/кг [до 200 мг/кг в сутки] или литические смеси (см. выше). При эффективной терапии в течение 1—3 дней значительно улучшается состояние и нормализуется температура тела, к 8—14-му дню санируется СМЖ. В последующем назначают витаминотерапию, средства рассасывающей терапии, ноотропные препараты.
Бактериальный серозный менингит отличается от гнойного торпидным развитием и умеренно выраженными оболочечными симптомами. Начало болезни иногда проявляется только общим недомоганием, повышенной утомляемостью, эмоциональной лабильностью и лишь в дальнейшем возникает головная боль.
Шток В.Н.