Дигоксин может лечить боковой амиотрофический склероз

Видео: БАС - Боковой Амиотрофический Склероз - излечим, часть 2

Новое исследование, проведенное в Школе медицины Университета Вашингтона в Сент-Луисе, предполагает, что лекарственный препарат для лечения сердечной недостаточности дигоксин может быть эффективен при боковом амиотрофическом склерозе.

Боковой амиотрофический склероз (БАС), известный у нас как болезнь Шарко, а в западных странах как болезнь Лу Герига – это тяжелое заболевание нервной системы, при котором человек постепенно теряет контроль над мускулатурой, в том числе над дыхательной и глотательной.

Болезнь заканчивается смертью.

Согласно данным Ассоциации амиотрофического латерального склероза США (ALS Association), в Штатах каждый год этот диагноз ставят 5 600 больным. Таким образом, заболеваемость составляет около 2 случаев на 100 000 человек. Сегодня в США живет 30 000 людей с болезнью Лу Герига.

Организация заявляет, что средняя продолжительность жизни после диагноза составляет 2-5 лет, хотя многим людям удается прожить намного больше 5 лет.

Единственный специфический препарат для лечения болезни Шарко, одобренный FDA –это рилузол (riluzole), эффективность которого весьма ограничена.

Авторы последнего исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Nature Neuroscience, научились снижать активность одного энзима, благодаря чему прогрессирование болезни удается остановить.



Ученые поясняют, что в норме этот энзим поддерживает равновесие натрия и калия в нервных клетках, а с помощью дигоксина это вещество можно блокировать. Дигоксин в медицинской практике давно используется при сердечной недостаточности и нарушениях ритма.

«Это был очень сильный эффект. Это предотвращало гибель нервных клеток, которые в клеточной модели БАС обычно погибают», - рассказал о результатах доктор Азад Бонни (Azad Bonni), один из исследователей.

Астроциты играют ключевую роль в нейродегенеративных заболеваниях

Перед проведением этой работы доктор Бонни и его коллеги изучали ответ мозговых клеток на стресс у мышей с боковым амиотрофическим склерозом. Этим мышам был введен мутантный ген, вызывающий наследственную форму БАС с множеством симптомов, которые наблюдают у человека.

Несколько фактов о болезни Шарко:


  • Ранние признаки болезни включают мышечную слабость в руках и ногах, изменение речи, глотания или дыхания.
  • Мышцы постепенно атрофируются, потому что не получают сигналы от моторных нейронов мозга, необходимые для их работы.
  • Более половины пациентов с боковым амиотрофическим склерозом живут более 3 лет после диагноза.

Видео: Боковой амиотрофический склероз (БАС). Кто рискует заболеть

Когда ученые анализировали ответ организма мышей на стресс, они неожиданно наткнулись на энзим натрий-калиевую аденозинтрифосфатазу. Он отвечает за обмен ионами натрия и калия между клеткой и средой. Это дает возможность поддерживать электрический заряд.

Исследователи поясняют, что поддержание этого заряда жизненно важно для нормальной работы клеток. Конкретный тип натрий-калиевой АТФ-азы, на который натолкнулись ученые, встречается в астроцитах – разновидности нервных клеток.

Результаты исследования показали, что повышение уровня натрий-калиевой АТФ-азы стимулирует высвобождение воспалительных цитокинов, которые могут убивать моторные нейроны.

В ходе предыдущих исследований ученые заподозрили, что астроциты играют важную роль в развитии нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Шарко, болезнь Альцгеймера, хорея Хантинтона, болезнь Паркинсона и другие.

Доктор Бонни говорит, что после помещения астроцитов больных мышей в культуру здоровых моторных нейронов наблюдалась дегенерация и гибель последних. Это доказывает, что даже если остальные нейроны здоровы, патологически измененные астроциты вызывают нейродегенерацию.

Дигоксин спасает моторные нейроны от гибели

Но ученым было непонятно, почему астроциты вызывают дегенерацию нормальных нервных клеток. Новое исследование показало, что причина кроется именно в активности натрий-калиевой АТФ-азы. Когда к культуре клеток добавляли дигоксин, моторные нейроны выживали и нормально функционировали.

Генетический эксперимент также показал интересные результаты. Генетически модифицированные мыши, имевшие только одну копию гена натрий-калиевой АТФ-азы, живут на 20 дней дольше своих сородичей с БАС и двумя копиями этого гена.

«Мыши с наследственным вариантом бокового амиотрофического склероза и единственной копией гена жили дольше и были более подвижными. В их организме вырабатывалось меньше энзима. Они не были здоровыми, но могли ходить по клетке и имели больше мотонейронов в спинном мозге», - говорит Бонни.

Результаты задают много вопросов для будущих исследований. Доктор Бонни отмечает, что остается слишком много неясных моментов, особенно насчет использования дигоксина для замедления прогрессирования БАС.

Кстати, не так давно другая группа ученых сообщала, что причиной бокового амиотрофического склероза может нестабильность одного протеина в нервных клетках.
Похожее