Психология и психотерапия
URL
URL
Ричард Бэндлер в своем предисловии к книге Дэвида Гордона "Терапевтическиеметафоры" приводит поучительную историю, "выдергивающую"человека из бесплодных схоластических споров и "заставляющую"индивида принять активное участие в практиковании коммуникационныхтехник: "В первые годы моей работы в качестве создателя моделейпсихотерапии я хорошо запомнил свое изумление огромным количеством"профессионалов", посещавших мои семинары для изученияпаттернов коммуникации, бравшихся из практики самых талантливыхкоммуникаторов в этой области... "профессионалов", которыетратили свое и мое время на долгие дискуссии об эффективностии полезности техник, которые они даже не испытали. В начале яспорил с ними, а потом понял, что это бессмысленно, и начал требовать,чтобы эти профессионалы проверяли паттерны до того, как мы ихобсудим, что, конечно, приводило нас к новым дискуссиям. В концеконцов, решив, что безуспешность моих усилий связана с моим собственнымповедением, я начал рассказывать им историю о профессоре - некоемМелвине Стюарте - у которого я учился в колледже.
Это был биолог высочайшей квалификации. Главной научной страстьюМелвина было изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшиеэкспедиции с участием молодых, физически крепких биологов, и отправлялсяв пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаевэти путешествия завершались без особых приключений, принося вто же время большую пользу образовательной цели экспедиции. Нооднажды летом в одной пустынной местности, очень далеко от населенногопункта, у экспедиции сломалась машина. Мелвину и его молодой командепришлось оставить ее и пешком отправиться за помощью. С собойони взяли только предметы первой необходимости, нужные для выживания- еду, воду и карты. Согласно показаниям карт, они должны былипотратить по крайней мере три дня, чтобы дойти до ближайшего форпостацивилизации. Начался пеший поход. Шагая, отдыхая, потом вновьшагая, эта торжественная и решительная группа продвигалась сквозьстрану горячего безмолвия. Наутро третьего дня усталая и ободраннаягруппа добралась до вершины высокого песчанного бархана. Измученныежаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершиныместность, раскинувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себяони увидели нечто, напоминавшее озеро, окруженное небольшими деревьями.Студенты стали прыгать и кричать от радости, но Мелвин никак неотреагировал на это, поскольку знал, что это - всего лишь мираж.- "Я бывал в этих местах" - сказал он- и воспринял этудурную новость так, как это сделал бы любой умудренный жизньюпрофессор - как факт, который нужно принять к сведению. Однакоего студенты бурно запротестовали и начали настаивать, что ониточно знают, то что видят. Их спор с профессором продолжался дотех пор, пока в конце концов он не сдался. Он разрешил им пойтик миражу, но с условием, что как только они убедятся в своей ошибке- они сядут на месте и не сдвинутся с него до тех пор, пока онне вернется с подмогой. Все стали клясться, что будут ждать ибольше никуда не пойдут. И тогда Мелвин пошел туда, куда он считалнужным идти, а студенты - куда считали нужным идти они. Черезтри часа они приблизились к новенькому роскошному спасательномупосту, где было четыре плавательных бассейна и шесть ресторанов.Через два часа после этого они вместе со спасателями уселись вмашину и отправились за Мелвином, но он так и не был найден ими...Никогда. Из-за этого случая я так и не завершил своего биологическогообразования".
Метафора представляет собой новеллистический способ репрезентациичего-либо- это многоуровневый источник нового света, бросаемогона старые темы. Целью терапевтических метафор является инициациясознательного либо подсознательного трансдеривационного поиска- процесса возвращения в недра своей модели мира с целью прочувствованияопыта, - который может помочь человеку в использовании личныхресурсов для такого обогащения картины мироописания, в которомон нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой.Волшебные сказки потому и являются терапевтическими, что человекнаходит в них свое собственное решение, ассоциируя то, что в нихкажется относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни,переживаемым им в настоящее время. Содержание сказочной историиобычно не имеет отношения к нынешней жизни индивида, но оно вполнеможет отражать то, что состовляет его внутренние проблемы, кажущиесяему непонятными, а потому неразрешимыми. Сказки, вообщем-то, неимеют отношения к внешнему миру, хотя они могут быть достаточнореалистичными и обладать атрибутами, присущими обычной жизни человека.Ирреальная природа чудесных историй является тем важным качеством,которое делает очевидным тот факт, что предметом волшебных сказокявляется не изложение полезной информации о внешнем мире, а тепроцессы внутренней жизни, которые протекают в человеческом умеи сердце.
Конструирование метафоры
Точность формулировки.
Первой и главной задачей того, кто помогает людям, является достижениеопределенного уровня понимания природы и характеристик проблемыдругого человека, а также осознание того, в каком направлениииндивид хочет изменить ситуацию. Важной предпосылкой для эффективнойтерапии и для работы терапевтических метафор является необходимостьточной формулировки целей клиента. Это означает, что изменения,которые нужно произвести, будут такими, над которыми человек будетиметь контроль.
Изоморфизм.
Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ееэффективности, является то, чтобы она встречала клиента в егомодели мира, т. е. метафора должна сохранять структуру проблемнойситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры являютсямежличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых человекоперирует внутри контекста "проблемы", причем сам посебе контекст значения не имеет. Таким образом, фундаментальнойхарактеристикой терапевтической метафоры является то, что участникиистории и события, происходящие в ней, эквивалентны - изоморфны- тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или проблемучеловека. Это репрезентируется в метафорическом списке действующихлиц, и сходным образом репрезентируются процессы и параметры ситуаций,относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрамсамой проблемы, но являются "эквивалентными" ей в смыслеустановления тех же отношений, которые идентифицируются междупараметрами метафоры и действительной ситуации. Если условие изоморфизмаудовлетворяется, то для составления метафоры пригоден любой контекст,выбор персонажей не имеет значения, важно лишь, как они взаимодействуют.
Метафора в качестве двух главных своих компонентов имеет желательныйисход и стратегию, которая позволяла бы перекинуть мостик междупроблемой и желательным исходом.
Исход. Как правило, люди знают, какие изменения необходимо произвести,чтобы исход носил позитивный характер. Человек всегда совершаетсвой самый лучший выбор, на какой способен в соответствии с имеющейсяу него чувствительностью и восприимчивостью.
Связующая стратегия. Наиболее подходящей стратегией, способнойпривести к желамому исходу, является стратегия, которую человекпрямо или косвенно сам индуцирует. Прекрасным способом получитьтакую информацию является просьба описать, как он пытался решитьэту проблему до прихода к консультанту. Описывая в деталях своиошибки при разрешении затруднения, клиент будет косвенно рассказывать,что следует сделать для того, чтобы цель была достигнута, т. е.он будет описывать, в какие моменты он оказывается в замешательстве,и таким образом, в каких направлениях ограничена его модель. Другимотличным способом получить эту информацию являются вопросы подобногорода: "Что удерживает вас от...?", "Как вы удерживаетесебя от...?" Задачей же терапевта является: а) помочь человекунаучиться осознавать, в каких случаях события состовляют такуюпропорцию, что они становятся проблемными- б) обеспечить индивидасредствами, при помощи которых он сможет перепропорционироватьэти события.
Переформирование.
Жизненным компонентом в разрешении проблемы является переформирование."Переформировать" - означает взять прежний болезненныйили нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так,чтобы он оказался ценным и потенциально полезным. Так называемые,"отрицательные эмоции" и "негативные поведенческиепаттерны" изначально не являются проблемами. Проблема состоитв том, как они используюся людьми в своей жизни. И потому, главнойпредпосылкой любого терапевтического вмешательства должно бытьпонимание того, что ни эмоции, ни поведение, ни опыт сами по себене могут быть ни "плохими", ни "хорошими"- все они полезны, когда выражаются в соответствующем контекстев нужное время. Замена одного выбора другим должна уступить местоувеличению репертуара выборов, с тщательным разъяснением того,каким образом прежний неприятный опыт или неприемлемые эмоциии поведение могут оказаться полезными для "жизни-после изменения".
Синтаксис метафор - использование трансдеривационного поиска.
Изоморфизм, который консультант так тщательно создает в метафоре,охватывает последовательность определенных событий, однако неявляется надежным в смысле точной передачи того, как клиент переживаетэти события. Подход, который позволяет терапевту благополучноминовать ограничивающие пределы неопределенности, состоит в том,чтобы быть неспецифичным. Дело в том, что все люди для оценкизначимости внешнего и внутреннего опыта используют трансдеривационныйпоиск - сверку с индивидуальной моделью мира. Каждый из нас являетсяносителем уникальной картины мироописания, которую состовляютвсе ощущения, испытанные нами на протяжении всей нашей жизни,и, разработанные на их основе, фундаментальные обобщения. Именнос этой моделью сравнивается и коррелируется вся сенсорная информация,которая либо вызывает внимание и интерес, либо, если это совершенноновые или противоречащие сформированной модели информационныесигналы, не находят в нас никакого чувственного отклика. Намеренноотказываясь от специфицирования частной информации, поступкови переживаний персонажей метафоры, психотерапевт вовлекает своегослушателя в извлечение и разработку своих собственных интерпретацийтого, "что происходит на самом деле". Важно помнить,что поскольку метафора конструируется для клиента, то правильнымможет быть только его толкование.
Неспецифичность - отсутствие референтных индексов, наличие неспецифированныхглаголов.
Референтные индексы - это члены предложения (существительные),которые специфически именуют что-либо в опыте клиента. Аналогичнотому, как слова, нуждающиеся в референтном индексе, специфицируютсяпри помощи соответствующих вопросов ("кто?", "что?","где?"), неспецифированные глаголы могут быть специфицированывопросами "как?" и "каким образом?" Глаголыописывают, как кто-либо или что-либо действует или существуетв мире. В то время, как при сборе информации о ситуации консультируемоготакая спецификация имеет большую ценность, при предъявлении метафорыона может иметь разрушительный эффект. Представьте, к примеру,что в вашем рассказе некий персонаж прячется в доме, причем неимеет значения, где именно он скрывается. Если вы опишете его,как прячущегося в подсобном помещении, в то время как ваш клиентпоместил его в своем воображении в гостинной, то между вашим повествованиеми опытом слушателя возникнет разрыв. Этой ошибки можно было избежать,если не реферировать существительное "дом" другими уточнениямии не использовать развернутого описания действия "прятаться".Например, "Затем он вбежал в дом и где-то спрятался".Теперь человек свободен поместить персонажа куда заблагорассудится,а мы можем быть спокойны, что будем говорить с посетителем ободном и том же. Благодаря феномену трансдеривации, если терапевтоставляет существительные на произвол воображения клиента, темсамым он увеличивает смысловую значимость предъявленной метафоры.
Номинализация.
Описывая свой личный опыт, люди часто используют процессуальныеслова, говоря о них так как если бы они были "вещами"или "событиями". Таким образом "я чувствую"превращается в "чувство", "я надеюсь" - в"у меня есть надежда", а "я был разозлен"- в "у меня есть злость". Хотя мы можем говорить о чувствах,надежде, злости так, как если бы они были "вещами",которые можно подержать в руках, на самом деле они являются процессами- динамичными и неосязаемыми. Нельзя взять злость, осознание илиболь, и положить на стол для всеобщего обозрения. Производитьтакие действия с "процессуальными" словами - означаетноминализировать их. Использованная в метафорах, номинализацияинициирует трансдеривационный поиск. В утверждении "у меняесть злость" - утраченная памятью информация может быть восстановленавопросами: "Зол когда, на кого и каким образом? Злость всвязи с чем?" Номинализации в метафорах дают человеку возможностьвовлечения номинализированного слова в процесс его собственныхвыборов.
Вставленные команды.
Поскольку метафоры по своей сущности являются некой транспортнойсистемой для неявного предложения и осуществления изменений впаттернах коммуникации, то обычно в рассказываемых историях присутствуетнесколько пунктов, где подчеркивается некоторая важная мысль,особенно в отношении разрешения проблемы. Одним из способов привлечениявнимания человека к такого рода неявным предложениям для увеличенияих действенности является способ, при котором они оказываютсячастью вставленной команды. Вставленные команды формируются посредствомвведения в предложение имени клиента или местоимения 2-ого лицатаким образом, что все, следующее после имени, становится дляиндивида директивой. Например: "Посидев там некоторое время,она решительно сказала себе: "Герда, остановись!""
Маркировка.
Идея маркировки напоминает принцип вставленных команд. Маркировкапредназначается для придания ключевым словам или фразам особогозначения путем привлечения к ним повышенного внимания. Последнеедостигается посредством изменений в интонации терапевта, а такжеза счет использования определенных жестов, звуков, прикосновений,т. е. применения, так называемых, "якорей".
Системы репрезентации.
Это те модальности ощущений, которые нам как человеческим существамдоступны, и которые мы используем для познания окружающего насмира. Путь, посредством которого люди репрезентируют реальность,проходит через "ворота наших ощущений": органы зрения,слуха, кинестезиса (движения, осязание, чувство направления),обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют непрерывно, нопоскольку большая часть этого постоянного сенсорного потока помножеству причин является чрезмерной или ненужной, мы обращаемсвое внимание не на все элементы этого потока, а предпочитаемсосредоточиться на той системе, которая дает нам информацию, наиболеесоответствующую имеющемуся у нас опыту. Способность различатьи использовать системы репрезентации предоставляет консультантуследующие преимущества:
Терапевт получает возможность увеличить степень доверия, а такжеповысить значимость самой процедуры коммуникации-
Точная настройка на систему репрезентации, используемую человеком,позволяет действовать в пределах модели мира, которая близка егомироописанию, что автоматически расширяет способность к эмпатическомусопереживанию и придает терапевтическим комментариям дополнительнуюсилу-
Еще одно преимущество проявляется при конструировании и утилизациитерапевтических метафор. Зная, как клиент в основном репрезентируетинформацию, терапевт может рассказать ему сказку таким способом,который будет принят и понят с наибольшей легкостью-
Зная, как клиент репрезентирует значимые части той или иной проблемы,терапевт может использовать его паттерны репрезентации при описаниии идентификации тех частей в предъявляемой истории, где метафорическаяситуация изоморфна реальной. При достижении этого результата уконсультанта появляется возможность производить терапевтическиеизменения на уровне систем репрезентации.
Субмодальности.
Визуальные: цвет, яркость, насыщенность, контрастность. Аудиальные:высота, тембр, интенсивность, местоположение. Кинестетические:температура, давление, текстура, плотность. Обоняние: аромат,благоухание, концентрация.
Опыт репрезентируется на уровне субмодальностей. Другими словами,то, что мы называем "опытом" (различением, мыслью, осознанием)не является дискретной, и по сути говоря, определимой сущностью,а есть не более, чем личностно-присущее "созвездие"субмодальных различений. Поскольку индивидуальный опыт возникаетна субмодальном уровне, то на этом же уровне реально возникаюти личностные изменения, способные увеличивать количество выборовчеловека, т. е. если изменения производятся на уровне субмодальностей,то изменяется также и опыт.
Опыты, а значит и проблемы, изоморфно регенерируются из предыдущихопытов. Хотя контексты, в которых они протекают, могут быть различными,все эти опыты в основном идентичны в отношении их проистеканияи продуцирования одних и тех же последствий. Повторение изоморфныхопытов обусловлено идентичностью субмодальных созвездий.
Поскольку эти опыты организованы таким образом, что каждый изних генерирует своего преемника и регенерирует своего предшественника,изменение в любом из этих изоморфных опытов будет распространятьсяна все остальные. Как всякая закрытая система, субмодальностикаждого отдельного созвездия функционально гомеостатичны, и еслиизменяется одна или несколько из этих субмодальностей, то всясистема вынуждена приспосаблиться к этому изменению.
Вложенные реальности.
Вложенные реальности отсылают нас к опытам, котоые одновременнорепрезентуются на более чем одном уровне смысла. Это напоминаеткартину, изображающую стену, на которой висит картина с изображениемстены, на которой висит картина... Полезность этой идеи заключаетсяв том понимании, что люди репрезентируют большую часть своегоопыта на различных уровнях реальности, и что любой из этих уровнейне менее достоверен в качестве репрезентации опыта, чем любойследующий. Когда бы консультант ни рассказывал терапевтическуюсказку или историю своим посетителям, он задействует, по меньшеймере, три реальности: реальность настоящего, здесь-и-сейчас, разговорас человеком- реальность репрезентации клиентом его проблемы- реальностьрепрезентации им метафоры, предъявленной для его проблемы. Вложениереальностей лучше всего осуществляется использованием "кавычек"- например, техники "мой друг Петрович". Прямые внушенияприказырекомендацииоформляются в кавычки с целью снятия с терапевта ответственностиза их содержание. В самой простой форме, в процессе сообщенияметафоры, содержащей кавычки, имеются:
реальность, в которой терапевт общается с клиентом-
реальность изоморфизма истории-метафоры-
реальность прямых утверждений (кавычки) в адрес посетителя-
реальность внутренней репрезентации человеком предыдущих трехреальностей.
выдержки из "Терапевтических метафор" Дэвида Гордонаподготовили отредактировал Виталий Сомов