Типы личности медицинских работников: психастенический, шизоидный
Видео: Экзальтированный тип
Психастенический (тревожно-мнительный) тип
У лиц психастенического типа в детстве, как правило, выявляются некоторая робость и пугливость, моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте проявляются главные черты этого типа. Главными психологическими особенностями психастенических личностей являются нерешительность, неуверенность, склонность к сомнениям и колебаниям, тенденция к бесконечным рассуждениям, а также тревожная мнительность в виде самых разнообразных опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей.Опасения адресуются к возможному, даже маловероятному в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды уже случившиеся пугают их гораздо меньше. Мальчикам особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела, не попала под транспорт и т.д. Психологический тон от постоянной тревоги за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы: например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на контрольные в школе надевать одну и ту же «счастливую» рубашку. Другой формой защиты являются педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
Нерешительность особенно видна в долгих и мучительных колебаниях психастенической личности, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом обнаруживается поразительная для постороннего наблюдателя нетерпеливость - ждать и откладывать становится очень тяжело. Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуются осмотрительность и осторожность. Психастенические люди долго сами себя подготавливают к какому-либо занятию, бесконечно примеряются, пробуют свои возможности, успокаивая себя тем, что еще только собираются что-либо узнать или за что-либо приняться.
Нарушений поведения (делинквентности, алкоголизма, наркоманий и токсикомании) у психастенической личности, как правило, не отмечается. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, а, может быть, как раз вследствие этой склонности, далеко не всегда бывает точной. Психастеник может находить у себя черты самых разных типов, совершенно ему не свойственные, например, истерические черты. В трудных жизненных ситуациях, предъявляющих повышенные требования к чувству ответственности, у психастеника может сформироваться обсессивно-фобический невроз.
Резко усиливает психастенические черты определенный стиль воспитания в родительской семье -воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда взрослые перекладывают на детские плечи уход и надзор за малышами и беспомощными членами семьи. «Повышенная моральная ответственность» может быть также связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи их ребенка в учебе, спорте, занятиях рисованием и музыкой, овладении фехтованием или усвоении английского языка. Склонный к психастении ребенок чутко улавливает высокие родительские ожидания и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Следует отметить также, что наличие психастенических черт личности ухудшает прогноз любого заболевания.
Шизоидный тип
С первых лет жизни шизоидные дети обращают на себя внимание необычностью, странностью поведения. Это дети, которые любят играть в одиночестве, мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитая общество взрослых- могут часами слушать непонятные для них взрослые разговоры. К этим особенностям добавляется своеобразная недетская сдержанность и холодность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросается в глаза замкнутость и отгороженность этих людей- одиночество мало тяготит их, они живут своими, необычными для других, увлечениями и интересами.Иногда неспособность устанавливать контакты тяжело переживается шизоидными людьми. Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная чувствительность в таких поисках, быстрая истощаемость в контакте побуждает их к еще большему уходу в себя. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции - неумением догадаться о несказанном вслух, угадать желания других людей, почувствовать их переживания, неприязненное отношение к себе, или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. К недостатку интуиции примыкает неумение сопереживать: откликнуться на радость или печаль другого, понять чужую обиду, отозваться на беспокойство и тревогу. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны у шизоидов с неспособностью вчувствоваться в страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение.
Внутренний мир шизоидной личности почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен разнообразными фантазиями и увлечениями. Шизоидные люди могут раскрываться неожиданно перед человеком малознакомым, даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, так как весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым.
Увлечения шизоида отличаются необычностью, силой и постоянством. Его сексуальность длительное время может оставаться незамеченной. Болезненно чувствительные в компаниях, неспособные на флирт и ухаживания, не умеющие добиться сексуальной близости в тех ситуациях, когда она возможна, шизоиды проявляют сексуальную активность зачастую неожиданно, внезапно для других, иногда в самых грубых, даже извращенных формах. Алкоголизация у этого типа личности встречается крайне редко.
Опьянение, как у всех других, обычно не сопровождается эйфорией. Однако в ряде случаев небольшие дозы крепких спиртных напитков облегчают установление контактов и устраняют чувство неестественности в процессе общения. Тогда алкоголь может регулярно использоваться в качестве своеобразного «коммуникативного допинга». Возникает специфическая психологическая зависимость от алкоголя. Точно таким же образом может быть начато регулярное употребление наркотиков. Опасность токсикомании у шизоидов велика точно в такой же степени, как и алкоголизм.
Самооценка шизоидной личности отличается избирательностью. Хорошо отдавая себе отчет в своей замкнутости, трудностях установления контактов, непонимании окружающих, скрытых причин и тайных мотивов их поступков, шизоид в то же время не замечает явных противоречий в своем поведении, откровенной нелогичности поступков.
Обычно он любит подчеркивать свою независимость и самостоятельность. Удар по «слабому звену» - ситуация, когда необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты с окружающими. При этом формальные контакты даются сравнительно легко. Для шизоида непереносимо также грубое насильственное вторжение в интимный мир его фантазий и увлечений. Следует отметить, что у взрослых людей шизоидные черты, как правило, с возрастом компенсируются.
Соловьева С.Л.