Краткие сведения об участии гормонов в других адаптационных реакциях организма

Видео: Yoga Basics Workout by BeFit in 90 Which muscles should be trained to a long time is on his feet

Гормоны и пигментный обмен

Известно, что у многих видов пойкилотермных позвоночных (рыб, амфибий, рептилий) окраска тела может меняться в соответствии с цветом грунта или других окружающих поверхностей и степенью их освещенности (Уоринг, 1936). Эти изменения носят защитно-приспособительный характер и определяются уровнем синтеза и распределением особых пигментов (меланинов) в пигментных клетках кожи (меланоцитах, меланофорах). При потемнении покровной ткани меланины равномерно диспергируются в теле меланоцитов, причем синтез пигментов может возрастать.

При посветлении кожи меланины концентрируются в центре клеток, биосинтез пигментов может снижаться, а размеры отростков меланоцитов уменьшаться.

При прямом действии на покровные ткани света происходит диспергирование меланинов (первичная реакция), обеспечивающее, по-видимому, защиту организма от перегрева. Та же реакция меланоцитов имеет место и при потемнении окружающего фона. Наоборот, его посветление приводит к концентрированию меланинов. Реакции меланоцитов на изменения окраски окружающей среды (вторичные реакции) обеспечивают одну из форм мимикрии животных (Голиченков, 1980).

Установлено, что а- и /?-МСГ (интермедины), а также АКТГ вызывают потемнение меланоцитов, а мелатонин — их посветление. Соотношение скоростей секреции этих гормонов аденогипофизом и эпифизом и определяет в значительной степени защитно-приспособительные изменения окраски покровных тканей (Вули, 1957- Чазов, Исаченков, 1974). Возможно, от уровня секреции МСГ, АКТГ и мелатонина зависят и сезонные вариации окраски шерсти у некоторых млекопитающих, меняющих зимой цвет волосяного покрова.



Считается, что развитие характерной бронзовой окраски кожи при первичной недостаточности коры надпочечников у человека (Аддисонова, или бронзовая болезнь) является следствием гиперсекреции АКТГ, возникающей по механизму обратной связи под влиянием низких концентраций кортикостероидов в крови (Соффер и др., 1961). В регуляции пигментного обмена у позвоночных участвуют и половые гормоны.

Гормоны и иммуногенез

Выше упоминалось о том, что СТГ и глюкокортикоиды, оказывая противоположные влияния на тимиколимфоидную системы, способны регулировать интенсивность синтеза антител В-клетками лимфоидного ряда и созревание различных форм Т-лимфоцитов. Напомним, что В-лимфоциты определяют серологический иммунитет, а Т-лимфоциты — клеточный и, кроме того, регулируют активность В-клеток. Обнаружено, что наряду с СТГ и кортикостероидами в регуляции иммунных реакций определенное участие принимают пептидные гормоны тимуса тимозины и тимопоэтины — стимуляторы дифференцировки и пролиферации различных форм Т- и В-клеток (Голдстейн, 1972-1976). Показано, что один из тимозинов — тимозин а1 (28-членный пептид) — обладает и выраженным антиканцерогенным действием (Лоу, Голдстейн, 1979).



По-видимому, СТГ и глюкокортикоиды, через посредство тимозинов регулируя клеточный иммунитет, способны оказывать противоположные влияния на опухолевый рост. СТГ — стимулятор продукции гормонов тимуса, а кортикостериоды, лизирующие тимоциты, — их ингибиторы. Вместе с тем глюкокортикоиды могут, видимо, сенсибилизировать лимфоидные клетки к действию тимозинов (Безвершенко и др., 1977).

Гормоны и поведение

Гормоны — важнейшие регуляторы поведенческих реакций и рассудочной деятельности. При этом эндокринные влияния на функции головного мозга могут реализовываться разными путями. С одной стороны, гормоны — важнейшие прямые и непрямые регуляторы активности нервных центров различных отделов мозга. Так, известны прямые эффекты глюкокортикоидов, тиреоидных и половых гормонов на соотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, эмоциональное состояние и выработку разнообразных условных рефлексов- непосредственное влияние половых стероидов на половое, пищевое и агрессивное поведение- прямое антидепрессантное действие ТРФ, непосредственные регуляторные эффекты АДГ и окситоцина на процессы консолидации и восстановления памяти (Де Вид, 1980- Федер, 1981).

Влияния гормонов на деятельность мозга и поведение могут быть и непрямыми, опосредованными их эффектами на межуточный обмен. Таковы, например, эфсректы на ЦНС инсулина, глюкагона, СТГ, минерало- и глюкокортикоидов (Мак Мюррей, 1977). С другой стороны, молекулы гормонов — источники ряда отщепляемых от них нейроактивных пептидов, участвующих в медиации и модуляции нервных процессов. Таковы эндорфины и метэнкефалин, образующийся из в-липотропина, тетрапетид памяти, выщепляющийся из того же в-липотропина, АКТГ, а-, в- и у-МСГ.

Нейротропной активностью обладают также разные РФ, секретин, ВИП, ангиотензины и многие другие гормоны (Ашмарин, 1977-1988). Следует иметь в виду, что на мозговые процессы оказывают влияние не только гормоны эндокринных желез, но и идентичные гормоны самого мозга, его собственного «эндокринного аппарата».

К сожалению, мы не можем подробно остановиться на анализе этой обширной и увлекательной сферы эндокринологии. Это специальная и отдельная область науки.

В.Б. Розен
Похожее