Электромиографический контроль при электростимуляции
Видео: ЭМГ-стимуляционный контроль при инъекции ботулотоксинов
Электромиограмма (ЭМГ) является существенным объективным показателем состояния нервно - мышечной системы больного.В современных исследованиях суммарная ЭМГ оценивается по частоте, амплитуде, длительности и форме колебания потенциалов.
Общая структура ЭМГ имеет ведущее значение, так как именно структура ЭМГ положена в основу классификации электромиограмм.
Как показали наши ранние исследования, структура электромиограммы при центральных и периферических поражениях нервно-мышечной системы резко отличается от таковой у здоровых людей. Особенно наглядными являются результаты, полученные при исследовании больных с центральными поражениями нервной системы, сопровождающимися двигательными и трофическими расстройствами.
При отведении ЭМГ поверхностными электродами легче выявляются общие изменения, чем при отведении игольчатыми электродами. У больных этой группы наблюдается резкое снижение электрической активности мышц. Часто в состоянии покоя от мышц не удается отвести электрической активности. При попытке к произвольным движениям наблюдается лишь слабая активность.
Отсутствие электроактивности нервно-мышечных структур до лечения, динамика при электростимуляции характеризуют степень их нарушения, различные этапы восстановления или компенсации в ходе электротерапии. При "биоэлектрическом молчании" даже при попытке произвести движение после сеанса электростимуляции наблюдалось появление колебаний биопотенциалов.
Если электроактивность до стимуляции имела незначительную амплитуду и частоту, то после электрического воздействия эти параметры увеличивались. Электромиография в наших исследованиях позволяла уловить те незначительные первые изменения в мышцах, которые другими методами выявить не удается.
Восстановление биоэлектрической активности мышц, а вместе с ней и двигательной функции больных с поражениями спинного мозга под влиянием электростимуляции в большинстве случаев протекало однотипно. При этом электроактивность увеличивалась и нарастала от сеанса к сеансу, в значительной мере приближаясь по параметрам к ЭМГ нормальных мышц. В качестве иллюстрации приводим ЭМГ в динамике восстановления больного И., после удаления опухоли на уровне L4-S1 позвонков (рис.7.1). Подобные сдвиги отмечались и у других больных этой группы.
Рис.7.1. Динамика восстановления электроактивности передней берцовой мышцы больного И., 27 лет ( история болезни № 127) после удаления опухоли на уровне 1.4-81 позвонков с вовлечением корешков спинного мозга.
1. ЭМГ при максимальном произвольном напряжении до курса электростимуляции.
2. После 1-го сеанса.
3. После 12-ти сеансов.
4. Через 2 недели после курса электростимуляции. Отметка времени - каждые 20 мс.
Основное отличие состояло в том, что требовались различные интервалы времени, необходимые для восстановления как биоэлектрической активности, так и двигательной функции.
Важно указать на еще одну особенность воздействия электростимуляции, а именно на угнетающее ее влияние на клонус.
Характер восстановления может быть различным. Если биоэлектрическая активность в покое отсутствует или весьма незначительная во время попытки к произвольным движениям, то нередко сразу же после электростимуляции она возрастает. В последующем активность продолжает расти за счет увеличения амплитуды и частицы колебаний. Иногда ход восстановления электромио-граммы носит такой характер, который показан на рис. (рис.7.2,Б).
Рис.7.2. ЭМГ икроножной мышцы голени больного П., 27 лет (история болезни №127) при максимальном произвольном напряжении. А - до электростимуляции, Б - после нее- В - до, Г - после воздействия на следующий день.
Сразу же после стимуляции частота колебаний падает, но возрастает амплитуда отдельных разрядов При этом характер колебаний биопотенциалов некоторое время сохраняется (В), а затем изменяется - их частота повышается вновь (Г).
Таким образом, в зависимости от исходного состояния стимуляция может вызывать урежение частоты и увеличение амплитуды или может наблюдаться обратная зависимость.
Интересно заметить, что реституция биоэлектрической активности не ограничилась лишь моментом стимуляции, а продолжалась и после ее прекращения. Так, например, на рис.7.3 представлены электромиограммы, записанные непосредственно после электростимуляции ( Б ) и спустя 24 часа ( В ).
Рис.7.3. ЭМГ двуглавой мышцы больного Д, 40 лет (история болезни № 22693) при максимальном произвольном сокращении: А - до сеанса электростимуляции - Б - после сеанса - В - через 24 часа после электроститмуляции.
При электростимуляции мышц у больных с поражением корешков и периферических нервов также было выявлено увеличение биоэлектрической активности мышц, которая нарастала в процессе воздействия. Наиболее общий ход восстановления электроактивности этих больных представлен электромиораммами, записанными у больного с посттравматическим невритом левого срединного и локтевого нервов (рис.7.4).
Рис.7.4. ЭМГ при максимальном произвольном сокращении сгибателей пальцев больного Г., 27 лет (история болезни № 1978): А - до начала электростимуляции- Б - после сеанса электростимуляции - В - после 11 суток от начала курса электростимуляции.
Анализируя рисунок, можно заключить, что уровень электроактивности, спустя 11 суток после начала стимуляции был значительно выше. Улучшалась трофика пораженного предплечья и кисти, появились активные движения в суставах. При динамометрии мышечная сила кисти до лечения была равна нулю, после ЗО сеансов электростимуляции - 10 кг.
Изменения биоэлектрической активности нервно-мышечного аппарата после электростимуляции, в частности, увеличение амплитуды биопотенциалов, объясняется улучшением функционального состояния сегментарного аппарата.
Это может быть связано с функционольным включением новых двигательных единиц (до этого находившихся в неработающем состоянии), повышением коэффициента синхронизации разрядов двигательных единиц и другими механизмами, дополняющими друг друга.
Однако было замечено, что при увеличении продолжительности сеансов электростимуляции до 30 и более минут, при наличии резко ослабленной функции пораженных мышц наблюдалось не нарастание, а угнетение биоэлектрической активности.
Примечательно, что при этом еще во время воздействия в области стимулируемых мышц понижалась кожная температура. Сила мышц падала ниже исходной.
В целом же из представленных данных видно, что восстановление электрических характеристик пораженного нервно - мышечного аппарата, наступающее под влиянием электростимуляции, хорошо коррелирует с его функциональной реабилитацией.
В. Ю. Давиденко