Патология иммунной системы при ревматических заболеваниях

Видео: Исцеляющий настрой на усиление иммунной системы

Иммунная система представляет собой разветвленную систему обеспечения постоянства внутренней среды организма и устране­ния веществ с чужеродной или неизвестной генетической инфор­мацией.

Иммунная система человека состоит из неспецифического (врожденного, или естественного) и адаптивного (специфическо­го) звеньев. К первому из них относятся нейтрофилы, моноциты (макрофаги), тучные клетки (базофилы), а также эозинофилы, тромбоциты и особенно так называемые естественные киллеры. Защитная роль эозинофилов, по-видимому, невелика.

Имеются данные о том, что их дегрануляция приводит к некоторому подав­лению воспалительного процесса и к торможению миграции нейтрофилов в ткани. Тромбоциты, помимо участия в гемокоагуляции, способны в ответ на повреждение эндотелия вырабатывать фак­торы, облегчающие миграцию нейтрофилов из кровеносного русла в воспалительный очаг, а также активирующие комплемент.

Есте­ственные киллеры занимают важное место в звене естественного иммунитета. Это мононуклеарные клетки, которые уже при первом контакте (т. е. без предшествующей сенсибилизации) неспецифи­чески разрушают вирусы и опухолевые ткани. Они не обладают признаками Т и В-лимфоцитов. Одни авторы склонны относить их к лимфоцитам, другие — к моноцитарной линии.

В патогенезе диффузных болезней соединительной ткани ос­новное значение придается специфическому звену иммунной сис­темы. Ее основные клетки — лимфоциты — гетерогенны, и их раз­личные субпопуляции отличаются как функционально, так и по антигенному составу и особенностям структуры. Главными клас­сами этих иммунокомпетентных клеток являются В-лимфоциты и их прямые производные — плазматические клетки, ответствен­ные за гуморальные иммунные реакции (продукцию антител), и Т-лимфоциты, обеспечивающие реакции клеточного иммунитета, включающие, в частности, противоопухолевый и трансплантацион­ный иммунитет.

Т и В-лимфоциты имеют общего предшественника — стволо­вую клетку костного мозга, которая является родоначальной и для всех остальных клеток крови. Однако конкретные пути развития разных классов лимфоцитов неодинаковы. Стволовые клетки, по­падая в вилочковую железу, благодаря стимулирующему действию тимического гормонального фактора — тимозина — при дальней­шем размножении дают начало Т-лимфоцитам, которые после по­вторного поступления в циркуляцию заселяют тимусзависимыем зоны лимфатических узлов и селезенки. В дальнейшем размноже­ние Т-лимфоцитов происходит именно в этих зонах.

Орган, в котором осуществляется комитирование стволовых клеток в В-лимфоциты, точно известен лишь у птиц — сумка Фаб­рициуса. Предполагалось, что ее эквивалентом у человека и вооб­ще у млекопитающих могут быть групповые лимфатические фол­ликулы (пейеровы бляшки кишечника), аппендикс, лимфоидное глоточное кольцо.

Однако в последние годы большинство авторов полагают, что таким органом у человека является костный мозг, т. е. стволовые клетки получают соответствующий стимул для трансформации в В-клетки (по-видимому, за счет взаимодействия с клеточным микроокружением), не покидая костного мозга. По­томки этих родоначальных В-клеток превращаются в В-лимфоциты, заселяющие Взависимые зоны селезенки и лимфатических узлов, в которых они размножаются и из которых поступают в лимфо и гемоциркуляцию.

Т- и В-системы существенно различаются характером взаимо­действия с антигеном в процессе собственно иммунной реакции. В-клетки оказывают конечный эффект как бы опосредованно — за счет влияния продуцируемых ими антител, относящихся к од­ному из известных классов иммуноглобулинов. В В-клетках гене­тически запрограммирована способность реагировать с антигенами.

На своей поверхности они имеют специфические рецепторы (мо­лекулы иммуноглобулинов), способные взаимодействовать лишь с каким-либо одним (максимум — с двумя) конкретным антиге­ном. Антиген, попадая в организм, реагирует только с теми В-лимфоцитами, которые «распознают» его своими поверхностными ре­цепторами. Такое взаимодействие приводит к стимуляции соответ­ствующих В-лимфоцитов, которые, проходя через ряд промежу­точных клеток, трансформируются в плазматические клетки, продуцирующие 5 основных классов иммуноглобулинов: М, G, А, D и Е.



Два последних класса (D и Е) вырабатываются в организме в очень малых количествах. Иммуноглобулины, реагируя с соот­ветствующим им антигеном, образуют с ним иммунные комплексы, которые могут в ряде случаев откладываться в тканях организма и приводить к их повреждению.

Молекула иммуноглобулина любого класса состоит из двух тяжелых и двух легких полипептидных цепей, причем тяжелые цепи специфичны для каждого класса (т. е. существует 5 типов их), а легкие цепи неспецифичны (они представлены только двумя типами). В структуре каждой молекулы иммуноглобулина выде­ляют два идентичных участка, способных взаимодействовать с антигеном (Fab), и один участок, реагирующий с коплементом (Fc). Фиксация комплемента на этом участке происходит после образования иммунного комплекса.

Т-клетки реагируют с антигеном путем прямого контакта, хотя при этом выделяется и ряд химических медиаторов (лимфокинов), обладающих цитотоксическим, хемотаксическим, митогенным и т. д. свойствами. Одним из важнейших достижений иммунологии за последние годы было выделение 4 субпопуляций Т-лимфоцитов — хелперов, супрессоров, киллеров и эффекторов аллергии (гиперчувствительности) замедленного типа (ГЗТ). Их функции совершенно раз­личны.

Т-хелперы в результате кооперации с В-клетками значительно повышают продукцию последними антител. Существует мнение, что на многие антигены (так называемые тимусзависимые анти­гены) антитела без участия Т-хелперов вообще не вырабатыва­ются.



Т-супрессоры дают противоположный эффект, тормозя выра­ботку антител В-клетками. Иммунная толерантность, т. е. отсут­ствие продукции антител на вещества с антигенными свойствами, связывается именно с функцией Т-супрессоров. Очень большое значение придается этим клеткам в торможении возможных аутоиммунных гуморальных реакций, поскольку и у здоровых людей в небольших количествах вырабатываются аутоантитела (для свя­зывания и транспортировки ряда крупномолекулярных продуктов метаболизма). Т-супрессоры препятствуют избыточной продукции этих аутоантител, поскольку без такого торможения повышенный уровень «нормальных» аутоантител способен привести к тканевым поражениям.

При попадании в организм веществ с чужеродной генетической информацией (например, микробов) функция супрессоров подав­ляется и стимулированные хелперами В-клетки вырабатывают антитела против чужеродных антигенов.

Третья субпопуляция Т-лимфоцитов (Т-киллеры) осуществля­ет основную эффекторную функцию клеточного иммунитета. Именно эти клетки являются главными контролерами постоянства антигенного состава организма, уничтожая вирусы, некоторые бактерии и патогенные грибы, клетки злокачественных опухолей и трансплантатов. Предполагается, что в результате соматических мутаций у каждого человека ежедневно появляются тысячи кле­ток с возможными злокачественными потенциями, но Т-киллеры уничтожают их в связи с молекулярными различиями в геноме.

Основная патогенная роль при аутоиммунных заболеваниях также приписывается Т-киллерам.

Эффекторы ГЗТ были открыты относительно недавно и пред­ставляют собой наименее изученную субпопуляцию Т-лимфоцитов. Эти клетки продуцируют гуморальные медиаторы, ответствен­ные за реакции гиперчувствительности замедленного типа к бел­ковым антигенам и гаптенам, в том числе микробного происхож­дения (в частности, к туберкулину). Одним из указанных гумо­ральных медиаторов является сравнительно неплохо изученный фактор торможения миграции макрофагов, фиксирующий макро­фаги в очагах иммунного воспаления. Киллеры и эффекторы ГЗТ обладают определенным функциональным сходством.

Различия между субпопуляциями Т-лимфоцитов не только функциональные. В хелперах закономерно присутствует антиген CD4 (определяемый с помощью соответствующей моноклональной антисыворотки), а супрессорам и киллерам свойственно наличие антигена CD8. Кроме того, супрессоры оказались более крупными и тяжелыми, чем остальные Т-лимфоциты, что позволяет отделять их посредством центрифугирования или осаждения в специально подобранных средах. Наименьшим диаметром обладают киллеры.

Высказывается мнение, что среди В-клеток также можно выде­лить киллеры и супрессоры, но характеристика этих клеток и до­казательства их существования пока недостаточно четкие.

Непосредственные тканевые повреждения при ревматических болезнях весьма часто вызываются отложениями в тканях иммун­ных комплексов. При этом антигеном могут быть как собственно компоненты организма (аутоантигены), так и экзогенные веще­ства (в частности, при ревматизме большое значение придается стрептококковым антигенам).

Иммунные комплексы активируют рассмотренную выше систему комплемента, которая вызывает воспалительную реакцию за счет повышения проницаемости ка­пилляров, хемотаксиса нейтрофилов и их фагоцитарной активнос­ти. Из разрушающихся нейтрофилов, фагоцитировавших иммун­ные комплексы, выделяются лизосомные ферменты, усиливающие воспалительный процесс.

В этом же направлении действуют вазоактивные амины, освобождающиеся из тромбоцитов и базофилов в результате взаимодействия активированного комплемента с эти­ми клетками. Некоторые типы иммунных комплексов обладают цитотоксичностью по отношению к тканям, с которыми они кон­тактируют.

Иммунное воспаление может вызываться и сенсибилизирован­ными Т-лимфоцитами (киллерами и эффекторами ГЗТ). При их взаимодействии с соответствующими антигенами, в частности с антигенами на поверхности клеток«мишеней», выделяются лимфокины, приводящие к развитию воспаления и к повреждению тканей.

По-видимому, независимо от характера иммунного воспаления (т. е. вызванного как гуморальными, так и клеточными механиз­мами), оно поддерживается также неспецифическими медиатора­ми воспаления, которые образуются нейтрофилами и макрофага­ми, привлеченными в очаги тканевых повреждений. Среди них большое значение придается описанным ранее простагландинам, лейкотриенам и активированным кислородным радикалам.

Сигидин Я.А.
Похожее