История развития мануальной терапии в европе

Видео: Семинар Прохорова В.В. по ДЦП

Швейцарский врач О. Naegeli, отец известного терапевта, независимо от американских остеопатов начал применять мануальные приемы на позвоночнике, с помощью которых ему удавалось успешно лечить головную боль и другие нарушения цервикального характера.

В 1903 г. он издал книгу методических указаний (переиздана в 1954 г.). Его имя было известно в других странах.

В дальнейшем представителем мануальной терапии был английский врач, профессор физиотерапии J.A. Mennell. Он не скрывал, что учился у остеопатов.

Его многочисленные публикации (в том числе и учебники) до сих пор считаются образцовыми, особенно с точки зрения диагностики. Он, в основном, занимался обучением физиотерапевтов. Его последователь Cyriax также был сторонником мануальной терапии, выдающимся клинистом и диагностом.

Его «Учебник ортопедической медицины» до сих пор - лучшее клиническое пособие. Он описывает технические приемы, не уступающие таковым у J.A. Mennell и остеопатов. Еще более продвинул эту проблему Stoddard. Начав остеопатом, он изучил медицину и стал автором новейших методик исследования и лечения в Европе.

Когда хиропрактики и остеопаты стали появляться в Западной Европе, они вызвали такую же враждебную реакцию и предрассудки, как и в США.

В Средней Европе деятельность остеопатов и хиропрактиков была воспринята более доброжелательно. Здесь врачи меньше ощущали их конкуренцию и не испытывали к ним сильного предубеждения.

Единственная в Европе школа остеопатов возникла в Лондоне, школа хиропрактики существует только в США. Хиропрактики, получающие в США образование, дают обещание не основывать школ за границей и не делиться своими сообщениями.

После второй мировой войны, несколько позже открытия грыжи межпозвонковых дисков, интерес врачей к позвоночнику значительно возрос, и возможности механотерапии начали приобретать все большую известность. Между врачами и остеопатами, даже хиропрактиками, в Европе стали устанавливаться контакты.

Так, ведущий французский физиотерапевт de Seze приглашал в свою клинику остеопатов и врачей, занимающихся остеопатией. Английские и французские врачи, прошедшие курс обучения в лондонской школе остеопатов, стали публиковать свой опыт остеопатических приемов в медицинской прессе (Lavezzari, Maigne, Stoddart и др.).



Однако еще не было преодолено разделение между остеопатией и хиропрактикой, с одной стороны, и официальной медициной - с другой. Официальна медицина, несмотря на многочисленные ее отрасли, представляет собой единое целое.

Если мануальная терапия действительно эффективный и важный метод лечения, она должна войти в медицину как одна из ее отраслей, и каждый, владеющий ею, должен быть специалистом в области медицины и иметь общемедицинские знания.

Врачи Англии и Франции все более признают это и начинают создавать общества мануальной медицины. Во Франции такое общество создано при обществе физиотерапии, мануальная терапия должна стать составной частью обучения физиотерапевтов. Maigne в 1970 г. предложил ввести курс мануальной медицины на медицинском факультете в Париже. Курс обучения составлял сначала пять месяцев, потом был продлен до одного года.

В немецкоязычных странах после окончания войны врачи занимались мануальной терапией. Они не ограничивались простым изучением технических приемов и практическим их применением, а образовали общества и школы мануальной терапии.

В ФРГ возникли две группы: «Врачебный поиск» и «Общество хиропрактиков», позднее - «Исследовательское общество артрологии и хиропрактики» в г. Хамм и «Общество мануальной терапии позвоночника и конечностей» в г. Нойтраухбург. Среди членов этого общества такие известные специалисты, как заведующий кафедрой хирургии профессор Zuckschwerd и профессор физиотерапии из г. Аахен Schuller.



Они работали в тесном сотрудничестве с Институтом исследования позвоночника в г. Франкфурт-на-Майне под руководством профессора Junghanns. Оба общества объединились в 1966 г. в «Немецкое общество мануальной терапии». Почва для результативной деятельности в немецкоязычных странах была хорошо подготовлена.

Здесь уже существовали многочисленные направления, которые объединились как «Неофициальная медицина»: приверженцы невральной терапии (Nonnenbruch, Huneke), лечения природой, гомеопатии, акупунктуры и т. д. Их объединяло критическое отношение к догмам официальной медицины, особенно к органопатологии Вирхова.

Они были сторонниками «целостности организма» и нервизма, однако с некоторой склонностью к мистике, имели поддержку «Исследовательского общества артрологии и хиротерапии», а также таких специалистов, как Gutzeit, Ninnenbruch и др.

С 1963 г. обучение на курсах этого общества получило новый стимул, благодаря основанию мануальной клиники в г. Хамм. Впоследствии при Немецком обществе физио- и балнеотерапии была основана кафедра мануальной терапии. С 1973 г. курс мануальной медицины (по G. Gutmann, Н. Hinsen) был учрежден при кафедре ортопедии в г. Мюнстер и с 1974 г.- в Гамбурге (Н. D. Wolff).

Таким образом, в ФРГ были основаны первые врачебные школы по мануальной терапии, обучившие сотни врачей. Достигнуто официальное признание существования этих школ. Их учебные программы были адаптированы для преподавания в университетах.

Подобный процесс произошел спустя несколько лет в Швеции. Физиотерапевт Kaltenborn (г. Осло) заинтересовал мануальной терапией группу врачей. Организовал школу, в которой обучались ученики из всех скандинавских стран. Они работают в тесном сотрудничестве со специалистами из ФРГ, обучают приемам мануального воздействия по всей Европе.

В 1951 г. Министерство здравоохранения Чехословакии рекомендовало Университетской клинике изучить методы, применявшиеся дилетантами и знахарями. Результаты применения хиропрактика оценивались в неврологической клинике в Праге (проф. Hanner).

Следует отметить, что в Чехословакии становление неврологии было своеобразным. Чешские неврологи занимались лечением и реабилитацией больных с патологией опорно-двигательного аппарата. Они взяли на себя задачи, которыми в других странах занимались ортопеды, ревматологи и физиотерапевты.

Таким образом, проблемы позвоночника рассматривались специалистами с позиций нейрофизиологии и теории рефлексов. Кроме того, здесь возникла нейрорадиологическая школа J. Jirout с ярко выраженным функциональным направлением.

Задача состояла в том, чтобы очистить мануальную терапию от «теоретических основ» хиропрактики и присущей ей коммерциализации. Когда методы оправдали себя в клинической практике и получили общественное признание, Министерство здравоохранения организовало Институт повышения квалификации врачей по мануальной терапии. Постепенно мануальная терапия становится одним из разделов официальной медицины.

В 1983 г. уже существовало 22 медицинских общества или секции мануальной терапии в таких государствах, как ГДР, ЧССР, Бельгия, ФРГ, Дания, Франця, Великобритания, Голландия, Италия, Норвегия, Австрия, Швеция, Швейцария, США, НРБ, а также Австралия, Люксембург, Польша, Испания, Новая Зеландия, Финляндия, Венгрия.

Все шире развивается международное сотрудничество врачей в области мануальной терапии. Первый Международный конгресс по мануальной медицине проходил в 1958 г. в Швейцарии, 2-й - в 1960 г в ФРГ- 3-й - в 1962 г. в Италии, г. Ницца.

На третьем конгрессе было принято решение об образовании Международного общества врачей по мануальной медицине. В сентябре 1965 г. в Лондоне состоялся 1-й Учредительный конгресс международной федерации мануальной медицины (МФММ).

Значение этого процесса очевидно: мануальная медицина стала одной из научных медицинских дисциплин и приобрела международный масштаб. Очевидным становится то, что манипуляции на позвоночнике так же, как и различные хирургические вмешательства, не могут быть сферой деятельности дилетантов. Это прерогатива дипломированных врачей.
Похожее