Оценка системы комплемента. Первичная недостаточность компонентов комплемента
Проба на общую гемолитическую активность комплемента (СН50) позволяет выявить большинство нарушений этой системы. Нормальные результаты пробы свидетельствуют о способности всех 11 компонентов классического пути активации комплемента и мембраноатакующего комплекса лизировать покрытые антителами эритроциты. Регистрируют разведение сыворотки, в котором происходит лизис 50% клеток. При наследственной недостаточности компонентов от С1 до С8 показатель СН50 близок к нулю, а при недостаточности С9 он составляет примерно 1/2 нормы. При приобретенной недостаточности комплемента значения СН50 зависят от характера и тяжести основного заболевания. Данная проба не выявляет недостаточности ни факторов альтернативного пути В или D, ни пропердина или МСЛ. При недостаточности факторов I или Н расходование С3 сохраняется и СН50 частично снижается. Хранение свернувшейся крови или сыворотки в течение часа приводит к снижению СН50 (хотя и не до нуля), и результаты пробы могут оказаться ложнозаниженными.
При наследственном отеке Квинке СН50 во время приступов уменьшается из-за снижения уровня С4 и С2. Концентрацию С4 и СЗ (и практически всех других компонентов) в сыворотке крови количественно определяют с помощью специфических антител. Для наследственного отека Квинке характерны низкий уровень С4 и нормальная концентрация СЗ. С помощью антител можно определить и уровень ингибитора С1, хотя примерно в 15% случаев его уровень остается нормальным. Поскольку С1 обладает эстеразной активностью, диагноз можно установить по увеличенной способности сыворотки больных гидролизировать синтетические эфиры.
Активность альтернативного пути относительно просто оценивается по степени гемолиза кроличьих эритроцитов, которые служат активирующей (пермиссивной) поверхностью и одновременно мишенью альтернативного пути. Метод дает воспроизводимые результаты.
Нарушение функции комплемента следует подозревать во всех случаях рецидивирующего отека Квинке, аутоиммунных заболеваний, хронического нефрита или сегментарной липодистрофии, а также при частых гнойных инфекциях, диссеминации менингококковой или гонококковой инфекции и повторной бактериемии у больных любого возраста.
Первичная недостаточность компонентов комплемента
Описаны случаи врожденной недостаточности всех 11 компонентов классического пути, а также фактора D альтернативного пути.
Первичная недостаточность Clq чаще всего обнаруживается при СКВ или волчаночном синдроме (в отсутствие характерных для СКВ серологических данных), хронической сыпи (при которой в биоптатах кожи находят васкулит) или мезангио-пролиферативном гломерулонефрите. У некоторых детей с недостаточностью Clq развиваются тяжелые инфекции, включая септицемию и менингит.
Для недостаточности Clrs характерно полное отсутствие С1г в сочетании с той или иной степенью недостаточности С Is. Это обусловлено, вероятно, близким соседством генов обоих белков на хромосоме 12. Как и при недостаточности Clq, больные с недостаточностью Clr/Cls, С4, С2 или С3 очень часто подвержены аутоиммунным заболеваниям, особенно СКВ или волчаночному синдрому (при котором уровень антиядерных антител не повышен). Компонент С4 кодируется двумя генами, и их продукты называются С4А и С4В. Полное отсутствие С4А встречается примерно у 1 % населения и также предрасполагает к СКВ, хотя общий уровень С4 при этом снижен лишь в умеренной степени. Пациенты с недостаточностью С5, С6, С7 или С8 могут страдать СКВ, но для них более характерны частые инфекции Neisseria. Причина ассоциации аутоиммунных заболеваний с недостаточностью компонентов комплемента не совсем ясна. Отложение СЗ на аутоиммунных комплексах облегчает их удаление из крови за счет связывания с РК1 на эритроцитах и транспорта в селезенку и печень.
Ранние компоненты комплемента ускоряют уничтожение некротизированных или подвергающихся апоптозу клеток, которые служат источником аутоантигенов, и отсутствие этих этапов процесса, возможно, объясняет повышенную предрасположенность больных с нарушениями классического пути к аутоиммунным заболеваниям.
У ряда больных с недостаточностью С2 повторно развивается угрожающая жизни септицемия, чаще всего пневмококковая. Однако у большинства подверженность к инфекциям не повышена, что связано, вероятно, с защитной функцией компонентов альтернативного пути. Гены С2, фактора В и С4 расположены на хромосоме 6 близко друг к другу, и недостаточность С2 может сочетаться со снижением уровня фактора В. При недостаточности обоих белков риск инфекций особенно высок.
Поскольку С3 активируется по ходу как классического, так и альтернативного пути, нарушение одного из них может, по крайней мере частично, компенсироваться другим. Однако без С3 не образуется хемотаксический фрагмент С5 (С5а) и не происходит опсонизации бактерий. Уничтожение некоторых микробов возможно лишь после их надежной опсонизации. Поэтому генетическая недостаточность С3 сопровождается частыми и тяжелыми гнойными инфекциями, вызываемыми пневмококками или менингококками.
Более чем у 50% больных с врожденной недостаточностью С5, С6, С7 или С8 развивается менингококковый менингит или экстрагенитальная гонококковая инфекция. При недостаточности С9 показатель СН50 снижен примерно вдвое, у 30% таких больных обнаруживается инфекция Neisseria. У 3-15% больных (в возрасте 10 лет и старше) с системной менингококковой инфекцией обнаруживается генетическая недостаточность С5, С6, С7, С8, С9 или пропердина. При инфекциях, вызываемых редкими серогруппами (X, Y, Z, W135, 29Е или несгруппированными- не А, В или С), у 33-45% больных выявляется исходная недостаточность комплемента. Причина повышенной предрасположенности больных с недостаточностью одного из поздних компонентов к инфекциям, вызываемым Neisseria, остается неясной- не исключено, что лизис бактерий в сыворотке крови играет исключительно важную роль в защите от этих микроорганизмов. В то же время некоторые пациенты с недостаточностью поздних компонентов комплемента не имеют серьезных инфекционных заболеваний.
У немногих больных выявлена недостаточность фактора D альтернативного пути. Все они страдали рецидивирующими инфекциями, обычно вызванными Neisseria. Гемолитическая активность комплемента оставалась нормальной, но активность альтернативного пути практически отсутствовала.
МСЛ — важный компонент врожденного иммунитета, который защищает организм от инфекций одновременно с возникновением специфического иммунного ответа. Полиморфизм промоторной области гена МСЛ и мутации его структурного гена обусловливают резкие различия уровня МСЛ в крови разных людей. При очень низкой его концентрации (недостаточность МСЛ) возрастает предрасположенность к рецидивирующим гнойным и грибковым инфекциям, особенно в раннем детском возрасте, но более чем в 90 % случаев такой недостаточности этого не наблюдается.
Почти все компоненты комплемента наследуются кодоминантно аутосомно-рецессивным путем. Это означает, что сывороточный уровень компонента наполовину определяется геном, полученным от отца, и наполовину геном, полученным от матери. Недостаточность возникает при наследовании нулевой мутации гена одного из родителей- у гемизиготных родителей показатель СН50 обычно находится на нижней границе нормы. Способ наследования недостаточности факторов D и В неизвестен- вероятно, она также наследуется аутосомно-рецессивно. Недостаточность пропердина наследуется как Х-сцепленный признак.