Кто сказал, что у птиц "куриные мозги"?

По сравнению с млекопитающими птицы имеют относительно небольшой мозг.

У многих видов серое вещество занимает в голове меньше места, чем глаза. Несмотря на это там находится гораздо больше мозга, чем нам кажется.

Например, колибри имеет мозг размером с рисовое зернышко, поэтому может думать очень рационально.

Она имеет отличную память и знает, как экономно распорядиться своим временем.

Крошечная колибри в канадских скалистых горах попала недавно под пристальное внимание американских и английских орнитологов. Ученые поставили для птицы восемь искусственных цветов и наполнили их чашечки сладким раствором сахарозы. Колибри очень быстро обнаружили новый источник пищи, быстро опустошили чашечки и удалились.



После 10 минут вернулись проверить, нет ли в цветах новых порций нектара. Часть из них не разочаровались, потому что успели опустошить четыре чашечки. С этого момента раствор сахарозы в течение многих дней (всегда в тех же цветах) появлялся каждые 10 минут, в то время как в остальных - каждые 20. Точно с той же регулярностью прилетали колибри. На пустые чашечки они даже не смотрели.

Сьюзен Хили из университета в Эдинбурге на страницах журнала "Current Biology" писала, что колибри удивили ее своей хорошо развитой способностью временной ориентации. Они были в состоянии хорошо управлять своим временем и при этом различать до восьми цветов. Хранение информации о времени и месте события - это две характерные черты эпизодической памяти.



До эксперимента с канадскими колибри научный мир был убежден, что эта память присутствует только у людей. Северные колибри каждый год вынуждены эмигрировать в период суровой канадской зимы. Охватывая более трех тысяч километров, они летят в солнечную Мексику. Для маленькой птицы это расстояние преодолевать очень тяжело. Орнитологи подозревают, что именно тяготы ежегодных перелетов способствовали развитию интеллекта колибри. По-видимому путешествия воспитывают не только людей.

Потрясающее открытие сделали также аргентинские орнитологи, работающие в Оксфордском университете. Вместе с группой английских ученых они выбрали в Новой Каледонии (остров Тихого океана, между Австралией и Новой Зеландией) в целях наблюдения, живущих там, воронов. Уже давно известно, что вороны - это мудрые и хитрые птицы. Но тот факт, что они умеют пользоваться инструментами более сложными, чем шимпанзе, видела только эта экспедиция. Приехав в Новую Каледонию ученые знали, что эта разновидность воронов часто пользуются ветвями и листьями, из которых создают простые средства, позволяющие им приобретать пищу.

Ученые решили проверить, могут ли птицы справиться с неизвестными для их территории материалами. Опыт провели на молодой самке по имени Бетти. Положили перед ней трубку, в которой внутри находился свежий мясной фарш. Рядом оставили кусок простой проволоки.

Когда Бетти осознала, что ее нос слишком толстый, чтобы через небольшое отверстие можно было бы добраться до мяса, она воспользовалась проволокой, засовывая ее в отверстие. Хотя она засовывала проволоку довольно глубоко, вынув ее, птица увидела, что проволока чистая. Мясо не хотело крепиться к гладкому металлу. Тогда Бетти клювом загнулась тонкий конец проволоки, образуя своего рода крючок. Этим инструментом птица вынимала мясо до тех пор, пока все не съела.

Опыт проводился в течение многих дней. Ежедневно птицу ждала свежая трубка с ароматным мясом и новым куском простой проволоки. Бетти вынуждена была каждый раз перед завтраком делать себе новый инструмент. В девяти из десяти случаев у птицы получалось загибать из проволоки крючок.

Следовательно, вороны Новой Каледонии в состоянии делать из незнакомых материалов простые инструменты. Это доказывает высокий интеллект птиц, присвоенный до сих пор только человеку.

Похожее