Терапия острого панкреатита

Терапия острого панкреатита

Это заболевание так распространено в современном мире, что методики его лечения представляют собой едва ли не стандартизированный набор мер.

Обычный курс без существенных осложнений составит не менее двух недель. Первое, что нам следует здесь запомнить, это что острый панкреатит далеко не всегда заканчивается либо госпитализацией, либо смертью. Упомянутые крайние варианты произойдут только при двух условиях.

Условие 1. Заболевание вызвано не запущенной вторичной инфекцией, а механической закупоркой протока железы — камнем, посторонним предметом, колонией паразитов.

Условие 2. Закупорка произошла либо полная, либо максимально приближенная к таковой.

Пограничные процессы наподобие постепенного сужения просвета протока или распространения инвазии и симптомы дают обычно не такие острые.

Боли могут продолжаться по несколько дней кряду, с постепенным затуханием. Острый панкреатит, возникший по причине «застарелой» инфекции или прогрессирующего разрастания соединительной ткани, заметно склонен переходить в хроническую стадию вместо того, чтобы заканчиваться смертью или выздоровлением. Такое заболевание может, что называется, помучить нас и отойти на время в тень.

Но обманывать себя в этом случае не стоит: патологический процесс в железе продолжается. И в зависимости от его интенсивности следующее обострение может произойти в периоде от ближайших двух недель до нескольких месяцев. И вот уже в этот самый следующий раз мы наверняка не «отделаемся» тремя днями полного голода и двумя инъекциями морфина в сутки. Следующий приступ будет гарантированно острым — возможно, с прорывом оформившегося за это время абсцесса в брюшную полость. И будет просто прекрасно, если дело закончится только несколькими днями в реанимации...

Основу терапии острого заболевания составляют несколько мер, неизменно действенных для всех случаев. Прежде всего, при наличии существенного препятствия в протоке его удаляют или, по крайней мере, проводят паллиативную терапию. Последняя заключается в назначении ряда спазмолитических средств для снятия рефлекторного сужения протока — на случай, если таковое имеется. Кроме того, спазмолитики позволяют стабилизировать работу сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. Совместно с ними проводится терапия антибиотиками.

Данный вид препаратов помогает купировать очаги сепсиса в тканях железы. Как правило, речь идет об антибиотиках широкого спектра. Потому что, во-первых, возбудителя не всегда удается определить, и, во-вторых, потому что неизвестно происхождение препятствия. Кроме того, если речь идет о камне, снятие отека обычно помогает ему покинуть проток естественным путем, без операции.



Параллельно этим мерам предпринимается еще ряд действий, направленных на стабилизацию состояния поджелудочной. Первые два-четыре дня пациенту обычно воспрещается прием какой бы то ни было пищи. Разрешена лишь теплая, негазированная минеральная вода на щелочной основе. Самый простой вариант ее изготовления — раствор чайной ложки соды на стакан теплой воды. Выработка пепсинов в желудке в это время блокируется медикаментозно. Наиболее распространенный препарат этой серии — атропин. Факультативно (в зависимости от особенностей течения у различных больных) возможно проведение более или менее сильной терапии на подавление болей. Вплоть до назначения болеутоляющих на основе опиатов и морфия. Кроме того, при наличии патологий сердечно-сосудистой системы курс спазмолитиков может быть дополнен стимуляторами ее активности (адреналин, кофеин, кортизол).

После прохождения острой стадии в тактике лечения тоже наступают некоторые перемены. Антибиотики и спазмолитики остаются. Но появляется пища, и исчезают блокаторы синтеза пепсинов. Как правило, начало питания сопровождается, хотя бы частично, заместительной терапией ферментами поджелудочной. Это нужно для того, чтобы клетки железы могли более плавно вернуться к норме синтеза, не начиная работу вновь с перенапряжения. Правила диетического питания после острого панкреатита таковы:

  • следующие 2-3 дня после полного голода необходимо начинать с минимума — слабой заварки чай без сахара и слизистые несоленые отвары 3-4 раза в день, но в количестве не более 1/2 стакана (75-100 мл) за один прием;
  • в дальнейшем несколько дней следует провести на пище с высоким углеводным индексом — чтобы стимулировать выработку ферментов поджелудочной железы. Однако величину индекса здесь придется тщательно уравновешивать: маленькими порциями (100-150 г)- дробными приемами (не менее 4 раз в сутки)- жидкой консистенцией (содержание твердой и жидкой части блюда должно быть в пропорции 1:1);
  • следующие 3-4 дня допускают постепенное включение более сложных элементов. Разрешен омлет, приготовленный на пару, сухари из белого хлеба (свежий белый хлеб при панкреатите запрещен!), не слишком жирное молоко и протертый творог;
  • далее по нарастающей, каждые два-три дня прибавляются различные продукты: сливочное и растительное масло, овощи в супах, овощные гарниры, растертые в пюре, нежирное, варенное на пару мясо и рыба;
  • в течение всего периода лечения обязательно необходимо следить за количеством употребляемого растительного жира (40-60 г в сутки) и избегать сочетания в суточном рационе растительных и животных жиров.

Обратим внимание на некоторые странности par циона, прописываемого при панкреатите. Принцип, по которому он прописывается, гласит: это диета, щадящая пищеварительную систему сразу с двух сторон — с физической и точки зрения нагрузки на поджелудочную железу. Подразумевая при этом, что упор на слизистые и протертые в пюре компоненты не будет травмировать стенки кишечника, которые, возможно, и так пострадали в период отсутствия секреции сока. Одновременно, элементы рациона распределены так, чтобы максимально снизить нагрузку на железу.

Но зададим себе естественный вопрос — уж не углеводы ли в этом рационе снизят упомянутую нагрузку? Мы уже знаем, что наибольшее количество панкреатического сока синтезируется в ответ на поступление углеводов — крахмала и сахара. Во вторую очередь поджелудочная проявляет интерес к белкам — мясу, яйцам, молоку. А поступление жиров почти на ее активности не отражается, так как она их выделяет из пищи, но не расщепляет. Это мы сказали выше, верно? А теперь взглянем на рацион больного панкреатитом в целом. Первый этап предполагает... Впрочем, нет, пищу как таковую он не предполагает. В качестве слизистого обволакивающего почти всем идеально подходит отвар семени льна. А также сырой яичный белок. Но последний в первые три дня больному никто выпить не позволит. Как ни парадоксально, в это время иногда разрешается пить ряженку — если симптомы затухают быстро и нет осложнений. Почему парадоксально? Потому что ряженка, как и кефир, относится к молочнокислым продуктам. Проще говоря, молочной кислоты она содержит гораздо больше, чем белков или жиров. Поэтому если рассуждать логически, едва ли лишняя кислота — это именно то, что нужно стенкам кишечника, и так оставшимся без компенсирующей кислотность щелочной среды.



Идем далее. Что такое овощное пюре на пару? Лишенное жира и богатое углеводами блюдо. Не следует думать, что в овощах нет углеводов. Напротив, они там есть, и в больших количествах. Наряду с витаминами и минералами. Просто их там на несколько порядков меньше, чем в любой котлете. И то картофель, кукуруза, пшеница и рис демонстрируют едва ли не равный чистому сахару углеводный индекс. Элементарно за счет рекордного содержания в них крахмала. Особенно если этот крахмал уже выделен физической (помол в сыром или вареном, как у нас, виде) и температурной (частично превращается в глюкозу при нагреве) обработкой. Доказать это утверждение легко, и никакие химические опыты нам не понадобятся. Если мы попробуем вареную на пару морковь на вкус, мы поймем, что вкус этот — сладковатый. Точно так же сладкой нам покажется свекла (не зря из нее добывают сахар) и картофель — не только вареные, но и жареные. Знакомо, не правда ли?

Итак, с химической точки зрения мы с таким пюре съедаем почти чистый сахар — простые (уже даже не сложные!) углеводы. То, в ответ на что поджелудочная железа немедля начнет продуцировать ферменты и сок. Одновременно «панкреатическая» диета по совершенно непонятным причинам вводит строгое ограничение на количество жира и сочетание жиров различного происхождения. Чем оно объясняется, если жир влияет на скорость синтеза ферментов наименее заметным образом?

Что касается белков, то пусть и с некоторым опозданием, но они у нас в рационе появятся. К тактике употребления этого компонента рациона у нас вопросов, пожалуй, возникнуть не должно.

Самоконтроль при остром панкреатите

Острый панкреатит не следует лечить «народными» средствами! Это смертельно опасно потому, что у методов нетрадиционной медицины есть своя специфика. Заключается она в силе воздействия средств и времени, которое им требуется для проявления терапевтического эффекта.

Это время в 100% случаев гораздо больше, чем время, необходимое современным синтетическим антибиотикам. А при остром приступе у нас времени всегда, что называется, в обрез. Мы не можем ждать, потому что каждый час ухудшает положение дел как нашей поджелудочной железы, так и сердечно-сосудистой системы. И ухудшает весьма заметно. «Натуральным» чаям здесь не место — они наверняка не успеют подействовать. И предпочтение лучше отдать медицинским средствам, которые славятся своей эффективностью как раз в критических ситуациях.

Однако, как уже говорилось, после выписки из больницы все решения по дальнейшей тактике терапии окажутся возложены на нас, а не на врача. Он не сможет и не станет следить за тем, насколько строго мы выполняем его предписания. А мы, разумеется, не сможем звонить ему с каждым возникшим у нас практическим вопросом... Так что фактически с этого момента мы останемся одни. При этом полагать, что наша поджелудочная после двух «разгрузочных» недель вернулась к здоровому состоянию, будет крайне самонадеянно. Патологический процесс в ней развивался не две недели и даже не месяц. Тем более что основа заболевания не всегда заложена в ее тканях. Последнее мы должны были выяснить у специалиста. Если это не было сделано, у нас появился первый повод внимательно просмотреть свою карточку. Без понимания, что нам нужно лечить, мы дальше не пойдем.

Но при любом сценарии очевидно, что поджелудочная нуждается в наших правильных решениях. На предыдущем, остром этапе на нее положительным образом повлияла не столько диета, сколько обилие лекарственных препаратов. Это мы уже понимаем и сами. Но всю жизнь мы их пить не сможем — курс медикаментозной терапии и так затянулся. Тем не менее воспалительный процесс, если он имел место, наверняка лишь был подавлен антибиотиками. После их отмены сепсис вернется — причем в вялотекущей, бессимптомной форме. Воспаления в эндокринных железах очень тяжело лечить: на них невозможно воздействовать напрямую.

И концентрация действующего вещества в тканях железы, как правило, ниже ожидаемой. А оттого рецидива воспаления нам следует ожидать как минимум с 80%-ной вероятностью.

Так что антибиотики нам обязательно потребуется заменить веществами с аналогичным действием. Поэтому обратим наше внимание на отвар ромашки, крапивы, подорожника и шиповника. Наиболее выраженным противовоспалительным эффектом здесь обладают ромашка и крапива. Зато как крапива, так и шиповник служат полноценным источником витаминов и микроэлементов. Тех самых, которые придутся нам очень кстати после перенесенных гастрономических лишений. Помимо перечисленных средств нам крайне желательно регулярно принимать настойку семян льна — хорошего естественного обволакивающего. Как уже было сказано, в этом качестве подойдет также белок сырого яйца. Но в последнем случае нам придется учитывать то различие, что семя льна для поджелудочной железы является просто водой, а белок — пищей. В остальном же эти вещества поджелудочную железу нисколько не отяготят. А вот состояние стенок кишечника и общий фон микрофлоры — только улучшат.

Следует помнить, что состояние слизистых кишечника при панкреатите оставляет желать лучшего. Более того, намного лучшего. Хорошо, если у нас нет хотя бы открытых кровотечений. Последнее легко определить по цвету твердых отходов прямой кишки. Если кровотечение есть, кал приобретет темный, почти черный цвет. Если кровотечение заметное, появится еще и дегтеобразная его консистенция. Такое явление требует немедленного обращения вновь в больницу, так как эти кровотечения опасны и приводят к анемии.

Но помимо всего остального наличие эрозий и почти полное отсутствие погибшей под действием антибиотиков микрофлоры означает для нас, что некоторые средства альтернативной медицины нам противопоказаны. Даже если они считаются одними из самых обычных в таких случаях.

Итак, нам не следует добавлять в отвары:

  • кору дуба, крушины и любых других деревьев или кустарников. Кора как часть растения неизбежно содержит дубильные вещества — хороший кровоостанавливающий и антисептический компонент. Однако этот компонент ядовит для клеток и тканей. Поэтому вместо лечебного эффекта мы можем получить рубцевание стенок кишечника и симптомы пищевого отравления;
  • чистотел, лаванду, черемуху и лещину. Причина противопоказания аналогична: эти растения содержат в своем составе крайне токсичные вещества. Не секрет, что их сок, подобно соку ландыша, может вызывать изъязвление и воспаление даже на коже рук. А между тем кожа конечностей по степени чувствительности просто не сравнится со слизистыми внутренних органов. По причине ядовитости даже слишком насыщенный запах цветов этих растений вызывает головокружение и дурноту;
  • травы, влияющие на перистальтику кишечника и скорость работы органов выведения — спорыш (горец птичий), ревень, сенну, кору крушины, конский щавель — и проч. Наша основная проблема заключается сейчас отнюдь не в работе кишечника. Как раз он стремится работать правильно, но не может вернуться к норме из-за нарушений секреции поджелудочной. Потому в период тотальных изменений рациона, лекарственной нагрузки и состава внутренней среды проблемы его перистальтики носят временный характер. В терапии они не нуждаются. Разве что в паллиативной, но не более того;
  • пищевые кислоты и их растворы — молочнокислые продукты, морсы и свежевыжатые соки цитрусовых. Не рекомендуется ряженка, простокваша, йогурт, обезжиренный творог. Их допустимо употреблять в количестве не более 200 г/250 мл в сутки. Что до фрешей, морсов и кефира, то эти напитки при панкреатите следует полностью исключить. Несмотря на все заявления о пользе витамина С в период обострения проблем с иммунитетом (частый побочный эффект от приема антибиотиков). Пытаться «улучшать» пищеварение и состав микрофлоры с помощью пищевых кислот недопустимо. Все равно без нормализации работы поджелудочной ничего подобного не произойдет. Зато увеличение площади эрозий, боли и открытие кровотечения — вариант куда более реальный;
  • растительную клетчатку в чистом виде и отрубной хлеб — тем более свежий. Клетчатка обеспечивает высокий травматизм стенок кишечника — в том числе здоровых. А у нас они отнюдь не здоровы. Следует помнить, что иного, кроме механической очистки, назначения у клетчатки нет. С точки зрения биологической ценности этот продукт бесполезен, так как он не усваивается организмом. Именно из-за ее свойства повреждать стенки кишечника официальная медицина настаивает на тщательном протирании всех употребляемых в пищу овощей. И если сама целесообразность овощного рациона была поставлена нами под сомнение, правило измельчения клетчатки нам не следует преступать ни в коем случае;
  • пищевые смолы и мумие. Эти компоненты встречаются в рецептах альтернативной медицины реже токсичных трав. Тем не менее следует помнить, что смола фруктовых деревьев, наравне с используемыми в пищевой промышленности видами камеди, вызывает повышенное газообразование и расстройство стула даже у здоровых людей. Как и клетчатка, она не усваивается организмом и негативно влияет на работу всего ЖКТ. Аналогично, мумие относится к продуктам с весьма специфичными свойствами. Он является продуктом минерализации и окаменения различных органических отходов — как растительного, так и животного происхождения. Состав этого продукта весьма разнообразен за счет объединения органической части с неорганической. Для нас это означает лишь одно: результат воздействия этого продукта на здоровый обмен веществ чаще всего является общеукрепляющим и тонизирующим. А вот действие отдельных его компонентов в условиях нарушения обменных процессов непредсказуемо. И оно может быть опасно для жизни.

Да, исключений у нас получилось не так уж мало. И некоторые из них оказались для нас несколько неожиданными. Тем не менее реальность такова, что альтернативная медицина, подобно медицине научной, нередко пользуется методиками сомнительными или опасными. Но в то же время и эффективными... Просто для весьма узкого числа патологий. Для иных видов расстройств такая терапия не подходит.


Похожее