Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом)

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса — предельно точным. Авторитет специалиста — результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце» (Шиллер). Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

2. Найти общий язык с больным (инвалидом) иногда бывает непросто: порой не помогает только доброта и сердечность, обходительность и внимание. В этих случаях специалист должен обратить внимание больного (инвалида) на какую-нибудь необычную сторону своих знаний, ненавязчиво показать больному (инвалиду) столь хорошую осведомленность в вопросах немедицинских, которую он, считая себя знатоком их, не ожидал обнаружить их у специалиста.

Некоторые советы в виде высказываний мудрых людей в целях полноценной беседы с больными (инвалидами):
  • «Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду!» (Публикий Сир);
  • «С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им» (Эпиктет);
  • «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор);
  • «Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен» (Цицерон);
  • «Существует только один способ стать хорошим собеседником — уметь слушать» (К. Марли);
  • «Заставив человека замолчать, вы еще не убедили его» (К. Марли).
3. Доверие к специалисту — это динамическое, положительное отношение больного (инвалида) к нему, обусловленное ожиданием, что специалист имеет способности, средства и желание помочь больному (инвалиду) наилучшим образом. Как говорил Беденгитедт, «сочувствие вызывает доверие, а доверие — это ключ к сердцу».

Медицинский работник приобретает доверие у больных (инвалидность в теx случаях, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен но не надменен, и если его манера поведения настойчивая, быстрая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Врач обязан подчинить себе душу больного.

4. Нестандартный, индивидуальный подход (беседа) к больным (инвалидам). Что ни больной (инвалид), то для специалиста не только новое, неповторимое в деталях заболевание (инвалидность), но и особая личность. У каждого свой склад ума. Люди разные по возрасту, образованию, воспитанию, профессии. И специалист должен иметь к каждому из них особый подход.



У человека всякого свой нрав,
И лекарь-исцелитель будет прав,
Коль, изучая свойства те и эти,
Держать любое будет на примете.

Ибн Сина



5. Необходимость учитывать своеобразие психики больного (инвалида). Не случайно академик Миротворцев сказал: «Нет ведь больших эгоистов, чем больные». Нет сомнения, что болезнь (инвалидность) влияет в определенной степени на психику больного (инвалида). Отсюда различные психологические реакции на болезнь (инвалидность). Придавая большое значение состоянию нервной системы, надо бережно относиться к больным (инвалидам). Рекомендуется не травмировать и не пугать больных (инвалидов), успокаивать их возбужденную нервную систему и подчинять больного (инвалида) своему психотерапевтическому влиянию.

Есть люди, которые неплохо судят о медицине, — это писатели. А.П. Чехов мог смотреть на медицину с трех точек зрения — писателя, врача и больного. В своих произведениях он много внимания уделял психическим страданиям, «душевной» боли человека. Практическая врачебная деятельность помогла ему в ряде повестей и рассказов описать внутренний мир и психологию больного человека. А.П. Чехов описывает два аспекта: влияние телесной боли на психику больного (рассказы «Скучная история», «Расстройство компенсации», «Случай из практики» и др.) и влияние психики на развитие телесного заболевания (рассказы «Гусев», «Супруга» и др.).

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Примером может служить история болезни Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир». Л.Н. Толстой гениально описал душевную болезнь Наташи, вызванную размолвкой с князем Болконским, которую врачи ошибочно расценили как заболевание телесное.

6. Больной человек значительно в большей степени, чем здоровый, восприимчив к внушающим влияниям различного рода как положительного, так и отрицательного характера. Неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести заболевания, а одобряющее слово, напротив, может вселить веру в исцеление.

Слово врача действует как средство материальное. «Слово для человека — такой же реальный раздражитель, как и все остальные, и потому может вызывать все те реакции организма, как и на любой реальный раздражитель» (И.П. Павлов). Слово лечит и тем эффективнее, чем значительнее личность врача. Бернард Шоу говорил, что «есть 50 способов сказать слово «да» и 50 способов — слово «нет». Однако следует помнить и о том, что «слово ранит быстрее, чем лечит» (Гете). Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом». Слова могут нанести травму человеку и вызвать болезнь, и слова могут вылечить заболевшего. Эта мысль особенно хорошо высказана в чеховском рассказе «Волк».

Панаев в своих литературных воспоминаниях приводит следующий исторический случай. Известный врач Спасский возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он затем приехал, был в очень тяжелом состоянии. Он спросил врача: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой», — ответил Спасский. — «Да что же такое!» — «Все умирают, батюшка. Вот и Пушкин умирает. Слышите? Пушкин! Так уже нам с вами можно умирать». Больной со стоном опустил голову на подушку и скончался почти в один час с Пушкиным.

Другой пример

«Z идет к доктору, — описывает Чехов случай, взятый из медицинской практики, — тот выслушивает, находит порок сердца. Z резко меняет образ жизни, говорит только о болезни, весь город знает, что у него порок сердца... он не женится, отказывается от любительских спектаклей, не пьет, ходит тихо, чуть дыша. Через одиннадцать лет едет в Москву, отправляется к профессору. Этот находит совершенно здоровое сердце. Z рад, но вернуться к нормальной жизни уже не может, ибо ложиться с курами и тихо ходить он привык, и не говорить о болезни ему уже скучно. Только возненавидел врачей, и больше ничего».

Успех сознательного выполнения рекомендаций и советов обусловлен единством взглядов и поступков специалиста и больного (инвалида). Единство духа, взглядов, воли, действия — только это и есть подлинное единство, хотя единство не всегда означает полное единообразие. Где нет общности интересов, там не может быть действий. «Отдельный человек слаб, как и покинутый Робинзон, лишь в обществе с другими он может сделать многое» (Шопенгауэр).

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Похожее