Психология и здоровье самих врачей

Видео: Как вернуться к молодости и здоровью

В одной из последних публикаций доктора медицинских наук профессора А. П. Зильбера приводится следующая статистика смертности врачей от самоубийств (данные США, 1973 г.). «Врачи-мужчины решительнее своих братьев по полу из других профессий: если количество женщин-самоубийц почти одинаково у врачей (18) и прочих (16), то мужчины-врачи резко вырвались вперед - 77, сравнительно с остальными специальностями — 38. ...При средней частоте самоубийств среди врачей США, равной 33 на 100 000, она для разных специалистов оказалась: психиатры — 58, анестезиологи — 44, офтальмологи — 39, урологи — 34, врачи обшей практики — 34, терапевты — 31, патологоанатомы — 30, акушеры — 25, хирурги — 22, интерны всех специальностей — 20, радиологи — 17, педиатры — 17».

С. И. Ашбель с сотрудниками, изучая состояние сердца у хирургов, пришел к выводу, что у последних болезненные изменения сердца обнаруживаются в четыре раза чаще, чем у рабочих литейных цехов. Пятьдесят процентов хирургов США умирают от инфаркта миокарда и других сосудистых поражений в возрасте до 50 лет. Не исключено, что в дальнейшем будут рассматривать инфаркт миокарда у хирургов как профессиональное заболевание (Цит. по Грановской Р. М.).

Сомато-ориентированные врачи (изучение медицины начинается, как известно, с изучения трупа), сконцентрированные на проблеме умений оказывать экстренную помощь, одними из последних начинают лечение собственных болезней.

Часто эти болезни являются (по существу) последствиями запущенных дистрессовых (фаза «разрушающего» стресса) переживаний (свойственных врачу как человеку, плюс упомянутые выше специфические «трудности профессии»). С одной стороны, эти «последствия» уже приобрели соматическую форму и стали «понятными» для самого врача, но с другой — «укоренились» в организме, приобрели «запушенные» формы, трудно поддающиеся терапии.

Не менее драматично отсутствие внимания врачей к проблемам психологической профилактики. Известно, что страх не позволяет врачам проходить своевременно профилактическое обследование и в отношении онкозаболеваний (группа врачей ничем не отличается по статистике от обычных пациентов!).



Подобного рода статистика позволяет говорить о реальной опасности профессии врача, причем эта опасность скорее психологического плана. «Нервом» этой проблемы можно назвать ситуации хронического перенапряжения, сопровождающие повседневную деятельность врача. В самом общем виде, с одной стороны, это обусловлено высокой степенью неопределенности в понимании жизнедеятельности такого сложного объекта как организм человека, с другой стороны — высочайшей степенью ответственности за неправильно принятые решения.

Можно утверждать, что выбор профессии врача - свидетельство присутствия высоких моральных качеств у молодых людей, свидетельство их желания взять на себя одну из самых тяжелых профессиональных нош. С другой стороны — недооценка ими реальной опасности этой профессии для их же собственной жизни -свидетельство профессионально-психологической наивности, граничащей с недомыслием.



Повторимся, поскольку профессиональная деятельность врача насыщена стрессовыми моментами, освоение психолого-педагогических (психотехнических) приемов психопрофилактики просто необходимо включать в программу подготовки (переподготовки) медиков.

Врач как больной

Медицинские знания могут быть защитой от неправильного отношения к болезни, неверного способа приема лекарств и могут помогать при индивидуальной профилактике заболеваний. Но в то же время информированность о возможности разнообразных осложнений, неблагоприятном течении болезней беспокоят врача часто гораздо сильнее, чем неспециалиста, не имеющего медицинского образования. Теоретически состояние здоровья врачей и медицинских работников должно было бы быть лучше, чем у остального населения. Но практически, по данным различных исследователей, ситуация складывается противоположным образом.

Обычно врачи недооценивают у себя начальные признаки заболеваний. Врачи, заболевшие раком, проводят первое обследование гораздо позже, чем другие больные. Они склонны переносить на ногах простудные заболевания — грипп, ангину, — выходят на работу, не закончив лечения, предпочитают лечиться симптоматически. Достоверно чаще, чем у других пациентов, у них наблюдаются осложнения и рецидивы болезни. Психологическая реакция врача на свое заболевание представлена двумя этапами.

Первый — анозогнозический — обусловлен нежеланием осознавать наличие и тяжесть симптомов. Неосознавание болезни может длиться достаточно долго — до нескольких недель. Второй этап — панических реакций — связан с переоценкой серьезности признаков болезни, с ожиданием осложнений, с пессимистическим взглядом в отношении диагноза и прогноза. На этом этапе врач становится «трудным» больным: он постоянно добивается повторных обследований, консультаций специалистов, занимается самолечением, не доверяет в полной мере своему лечащему врачу, подозревая, что тот обманывает его, скрывая тяжесть и безнадежность положения.

Подобное поведение можно объяснить тем, что, в отличие от «наивного» пациента, который думает, что существует лекарство от всех болезней, и что достаточно правильно определить заболевание, как сразу станет ясно, чем его лечить, врач лишен этих счастливых иллюзий. Заболевший врач, понимая ограниченные возможности медицины, которая не всегда и не все болезни может быстро распознать й эффективно вылечить, подозревает нередко, что он болен еще неиззестным или плохо изученным заболеванием, от которого нет эффективного лекарства, бывают тяжелые осложнения, часто приводящие к летальному исходу.

Он не доверяет своему лечащему врачу, потому что, работая врачом сам, всей правды о состоянии своих пациентов им не говорил, сообщая лишь то, что считал нужным. Теперь, оказавшись в роли больного, врач начинает думать, что и от него скрывают тяжесть состояния и неблагоприятный прогноз. Под влиянием этих мыслей он становится подозрительным, недоверчивым, тревожным. При общении с таким пациентом желательно, относясь с уважением к его профессиональному статусу, создать ему по возможности лучшие условия в стационаре: разрешить пользоваться телефоном, поместить в отдельную палату или в палату с меньшим числом больных, предоставить более свободный режим, доступ посетителей и т. д.

Соловьева С.Л.
Похожее