Гормон костного мозга предотвращает сахарный диабет

Видео: Вся правда про кофе развенчиваем мифы

До недавнего времени ученые не знали, что костный мозг человека может быть частью эндокринной системы.

Новое исследование показывает, что жировая ткань костного мозга продуцирует малоизученный гормон, который оказывает влияние на обмен веществ и может снижать риск таких заболеваний, как сахарный диабет.

В научном журнале Cell Metabolism исследователи из Мичиганского университета (University of Michigan, U-M) рассказали, что жировая ткань костного мозга вырабатывает гормон адипонектин, помогающий организму расщеплять жиры и поддерживать чувствительность клеток к инсулину.

Гормон адипонектин также связан с уменьшением риска заболеваний, ассоциируемых с ожирением – некоторых типов рака, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний и др.

Ранние представления ученых

Предыдущие исследования показывали, что большое количество жировой ткани костного мозга ассоциируется с отрицательными последствиями для здоровья, такими как уменьшение костной массы, повышенный риск переломов и остеопороза. Но в новом исследовании, когда ученые изучали роль этой ткани у пациентов с раком, получающих химиотерапию, было обнаружено, что при определенных условиях она полезна.

Ведущий автор исследования Ормонд Макдугалд (Ormond MacDougald), профессор медицины в Мичиганском университете, говорит, что полученные результаты очень важны, поскольку жировая ткань костного мозга «может играть положительную, защитную роль, влиять на адаптивные функции за пределами костной ткани, как минимум при ограничении калорийности рациона».



«Мы знаем, что низкий уровень адипонектина коррелирует с множеством проблем. Наши результаты предполагают, что жировая ткань костного мозга – это потенциальный источник данного гормона, а возможно и других гормонов, которых мы пока не обнаружили», - поясняет соавтор исследования доктор Эрика Шеллер (Erica Scheller), аспирантка профессора Макдугалда.

Ученым уже известно, что адипонектин секретируется белой жировой тканью – той самой, на избыток которой жалуется большинство американцев. Этот гормон играет важную роль в сохранении чувствительности клеток к инсулину. Высокий уровень адипонектина может снижать риск сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Парадокс: больше жира – меньше адипонектина

Тогда почему люди с ожирением чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом? Если у них избыток жировой ткани, то и уровень адипонектина, казалось бы, должен зашкаливать. Парадокс, но при потере жировой ткани уровень адипонектина в организме человека растет. А вот люди с ожирением имеют самый низкий уровень адипонектина.



Некоторое время это очень смущало исследователей. Но мичиганская команда все-таки нашла ответ: оказалось, что ученых вводил в заблуждение элементарный недостаток знаний о жировой ткани, присутствующей в нашем организме.

Новое исследование показало, что жировая ткань костного мозга, количество которой возрастает при похудении, является одним из главных источников адипонектина в организме при ограничении калорийности рациона.

В ходе своей работы команда продемонстрировала, что количество жировой ткани костного мозга увеличивается у людей с анорексией и у пациентов, которые получают химиотерапию и облучение при раке яичников и эндометриальном раке.

Когда ученые блокировали образование жировой ткани у мышей с ограниченным рационом, это приводило к снижению уровня адипонектина, несмотря на то, что образование белой жировой ткани оставалось незатронутым. Это доказывает, что жировая ткань костного мозга является важным источником адипонектина.

Соавтор исследования доктор Уильям Коуторн (William Cawthorn), сотрудник лаборатории Макдугалда, подытожил: «Наше открытие продемонстрировало, насколько мало мы знаем о жировой ткани костного мозга. Это дало нам понимание механизмов, связанных с уровнем циркулирующего в крови адипонектина. Нужно провести много дополнительных работ, чтобы лучше понять эти вещи и возможность их применения».

Исследования профессора Макдугалда было проведено при поддержке фармацевтической компании Eli Lilly и Национального института здоровья (NIH) США.
Похожее