Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром мальчиков. Болезнь дункана
Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром, называемый также болезнью Дункана (по имени семьи, в которой он был впервые выявлен), представляет собой Х-сцепленный рецессивный признак, характеризующийся нарушением иммунного ответа на вирус Эпштейна-Барр.
Генетика и патогенез Х-сцепленного лимфопролиферативного синдрома - болезни Дункана. Поврежденный ген локализован на длинном плече Х-хромосомы (участок Xq23) и клонирован. Вначале его белковый продукт был назван SAP (SLAM-ассоциированный протеин), но позднее получил официальное название SH2D1A. SLAM (signaling lymphocyte activation molecule — сигнальная молекула активации лимфоцитов) представляет собой молекулу адгезии.
Инфекционные агенты и другие стимуляторы ускоряют ее синтез в Т- и В-лимфоцитах. SH2D1A активно экспрессируется на тимоцитах, а также Т- (преимущественно на Тh1) и NK-клетках периферической крови. Неясно, присутствует ли он в В-лимфоцитах. Таким образом, хотя при болезни Дункана часто наблюдается недостаточность антител, на самом деле основной дефект затрагивает Т- и NK-клетки. SH2D1А конкурирует с SHP-2 за связывание с белком SLAM и, таким образом, выступает в роли регуляторной молекулы.
Отсутствие SH2D1A обусловливает неконтролируемую цитотоксическую реакцию Т-лимфоцитов при заражении вирусом Эпштейна-Барр. От белка SH2D1A зависит и экспрессия молекулы 2В4 на NK-клетках. Нарушение активации NK-клеток, опосредованное этой молекулой, также играет роль в нарушении иммунитета при болезни Дункана.
Клинические проявления Х-сцепленного лимфопролиферативного синдрома - болезни Дункана
Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром проявляется у мальчиков лишь после заражения вирусом Эпштейна-Барр, обычно до 5-летнего возраста. Различают три основных клинических фенотипа: 1) молниеносный, часто смертельный инфекционный мононуклеоз (50 % случаев), 2) преимущественно В-клеточные лимфомы (25%) и 3) приобретенную гипогаммаглобулинемию (25%).
Продукция антител к ядерному антигену вируса Эпштейна-Барр резко снижена, тогда как антитела к капсидному антигену этого вируса могут даже значительно превышать норму. Прогноз неблагоприятен: 70 % больных мальчиков погибают до 10-летнего возраста. Известно только 2 случая, когда больные жили более 40 лет. В отсутствие заболевания в семейном анамнезе диагноз до появления осложнений установить трудно, поскольку больные не предъявляют каких-либо жалоб. В пораженных же семьях болезнь у мальчиков можно диагностировать с помощью анализа ДНК еще до первичного заражения вирусом.
Примерно 50% из ограниченного числа больных, перенесших трансплантацию HLA-идентичного нефракционированного костного мозга, в настоящее время продолжают жить и признаки заболевания у них отсутствуют.
Обнаружено 2 семьи, в каждой из которых у мальчиков по одной линии наследования была выявлена ОВГГГ, а по другой — молниеносный инфекционный мононуклеоз. Однако у всех больных по каждой из линий наследования, несмотря на разный клинический фенотип, имелась одна и та же мутация гена SH2D1А. Поэтому у любого мальчика с диагнозом ОВГГГ, особенно при наличии в семье нескольких больных мужского пола, следует подозревать Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром.