Гарем турецкого султана тюрьма или университет?

Видео: Реальные сьемки 1875г иранского шаха и его гарема

Слово «гарем» означает «священное место».

Так в Османском государстве называлась полностью изолированная часть дома, где жили женщины. Гарем правителя – харем-и хумаюн – представлял собой золотую клетку, в которую не допускались даже высокопоставленные чиновники.

Начало традиции положил в 14 веке второй правитель Орхан Гази, который имел двух жен – византийских принцесс.

Когда к власти пришел Мехмед Завоеватель, часть дворца специально отвели для размещения гарема. Покои, предназначенные для обсуждения важных государственных дел, назывались «бирун». Другие («эндерун») служили домом для султана. Именно в «эндеруне» располагался гарем, наложницы и евнухи. «Эндерун» был не только местом для сексуальных утех султана. Он служил в своем роде образовательным учреждением: в нем обучали девушек, которых важные государственные чиновники впоследствии брали в жены.

Кто попадал в гарем?

Пленницы, захваченные на войне, рабыни с невольничьих рынков, красивые девушки из бедных семей, которых продавали отчаявшиеся родители. Некоторых красавиц похищали во время прогулок. Например, Сафийе-султан принадлежала к венецианскому знатному роду Бафо и была похищена во время путешествия по морю.

Любая девушка из гарема могла стать женой султана или валиде-султан - матерью будущего султана. Поэтому большое значение придавали и ее умственным способностям, и характеру. Сначала каждую наложницу осматривал врач, затем ее оставляли в гареме на ночь, чтобы убедиться, что она не храпит во сне.

Все девушки получали персидские имена, которые считались более красивыми и мелодичными на слух – Хошева, Рухшах и др.. Комнаты предоставлялись в зависимости от возраста. В Старом дворце, где сейчас находится Стамбульский университет, всех обитательниц гарема под надзором женщин высшего ранга обучали языку, искусству ведения беседы, чтению, танцам, игре на музыкальных инструментах, рукоделию, каллиграфии и этикету.



После окончания обучения девушку представляли султану, и если он выражал благосклонность к новой наложнице, то она приобретала статус «гезде» («пользующаяся расположением»). Ее переселяли в другой дворец, и она начинала готовиться к встрече с султаном. Если ей удавалось покорить султана своей красотой и умом, да к тому же родить сына, она имела все шансы стать валиде-султан – правительницей гарема.

Все свободное время в гареме посвящалось играм и танцам.

В 19 веке влияние западной культуры привело к тому, что во дворце стали устраивать театральные представления, в которых девушки пели и играли на инструментах. Это было хорошей возможностью показать перед другими свое мастерство. За пределы дворца выходили нечасто. Поводом служили специальные праздники – «халвет», которые устраивались в саду дворца и на городских площадках только по приказу султана. Утром евнух выкрикивал слово «халвет», девушки выходили из покоев в сад, где было все приготовлено для веселья, а вечером после сигнала евнуха возвращались во дворец.



Иногда весь гарем во главе с валиде-султан отправлялся на прогулку в резиденцию султана на окраине Стамбула к речке Каытхан. Большим развлечением считались приготовления к свадьбам дочерей или племянниц султана.

Атмосфера в гареме была тяжелой, хотя султан назначал определенное время для встреч с каждой из наложниц. Женщины плели интриги, строили коварные планы, клеветали друг на друга, а иногда даже убивали соперниц. Так Сулейман Великолепный приказал отрубить голову одной из своих любимых наложниц Гюльфем, которая продала право на ночь с султаном другой наложнице. Гюльфем не хватало денег, чтобы в пригороде Стамбула закончить строительство мечети.

Соперница, люто ненавидевшая Гюльфем, пообещала помочь, а султану преподнесла это известие так, что девушка якобы с легкостью отказалась от него.

После казни султан узнал, почему Гюльфем так поступила, пожалел о своем приказе, но было уже поздно. Тогда он поручил известному архитектору Синану закончить строительство мечети, которую заказала Гюльфем.

Неограниченной властью над гаремом обладала валиде-султан – мать правящего монарха.

Она получала втрое больше денег, чем великий визирь, ее покои находились рядом с покоями султана. Но это продолжалось только, пока правил ее сын. Одной из самых могущественных была Косем – валиде-султан, которая начала править страной с 1623 года, когда к власти пришел ее малолетний сын Мурад, потом второй сын Ибрагим, а затем и внук. Но сильное влияние женщин не приветствовалось турками, и эту ситуацию старались всеми силами изменить. Косем была убита в 1651 году. Современники критиковали ее действия в период правления и обвиняли в кризисе, постигшем страну в конце 17 века.

Однако историки отмечают, что все женщины в ранге валиде-султан вынуждены были управлять государством в тяжелых условиях, когда сыновья были малолетними, и над страной нависала угроза безвластия.

В 19 веке девушки из знатных семей получили возможность выезжать в Европу и получать там хорошее образование. Обитательницы гарема, воспитанные во дворце, уже не могли соперничать с ними. В 1922 году после бегства последнего султана Вахидеддина за границу харем-и хумаюн распустили. Женщин поместили в приюты или вернули в их семьи.

Хотя многие европейцы и по сей день считают харем-и хумаюн мрачной «золотой клеткой», в которой томились невольницы, все-таки он давал возможность женщинам получить хорошее образование, а многим позволил претворить в жизнь свои честолюбивые мечты.
Похожее