Если ребенок не хочет есть не старайтесь угодить ребенку
Видео: Ребенок отказывается от еды. Как научить ребенка кушать? Ребенок не хочет кушать
Не старайтесь угодить ребенку.
Видео: как накормить ребенка супом, если он не хочет есть
Родители привередливых дошкольников всегда рассказывают мне одну и ту же историю: «Он хорошо ел, когда только что перешел на твердую пищу. Достигнув ясельного возраста, начал выбирать. Теперь он не ест даже то, что так любил раньше». Далее родители обычно приводят короткий список, включающий в себя продукты с высоким содержанием жира и сахара, продукты, которые легко любить, например арахисовое масло, сэндвичи с джемом, хот-доги, картофель фри, куриные наггетсы, сок, мороженое и иногда молоко. «Он выбирает» - в этой фразе, сказанной родителями, весь ребенок, то есть тот, которому потакали.
Исследования, проведенные Марсией Пелчат и Патрицией Плинер среди детей верхушки среднего класса, проживающей в канадских предместьях, помогают понять, почему дети начинают плохо есть. У детей, не желавших пробовать новую пищу, были матери, которые предлагали им только любимые блюда или с готовностью шли к плите, чтобы приготовить замену. Другими словами, эти матери готовили своим детям на скорую руку. Матери жаловались, что их дети плохо едят, неохотно пробуют новую пищу, предпочитают еду всухомятку и плохо ведут себя за столом. Некоторые говорили, что их ребенок избегает целой группы продуктов, например овощей. Матери жаловались, что дети долго возятся с пищей, они неопрятны, мало едят, не интересуются пищей и приемом пищи вообще, что они любят еду всухомятку и не любят новых блюд. Те женщины, у которых накопилось больше всего жалоб, скорее всего, были склонны оказывать давление на детей: подгоняли их, награждали за еду и наказывали. Совершенно ясно, что родители применяли непродуктивный подход к кормлению, и, соответственно, поведение детей было предсказуемо.
Какой вклад в это вносят дети?
Очень часто свой вклад в перегибы с кормлением вносят сами дети. Что же такого они делают, что мы обнаруживаем себя переступившими границу разделенной ответственности и энергично вмешиваемся в то, что и как им есть, забывая про собственную работу по планированию меню? Да, я сейчас говорю о вашем милом ребенке и заявляю, что часть ответственности за проблему лежит и на нем. Однако спешу добавить, что ваш ребенок не является плохим или испорченным. Он просто ребенок, и мы должны относиться к нему снисходительно, но не потакать. Начнем с того, что это ваш милый ребенок. Он маленький и славный, а еще так недавно он был совсем крошкой. Именно поэтому у вас вошло в привычку выстилать перед ним дорогу. Я понимаю ваше желание, но, пожалуйста, разрешите мне напомнить, что облегчать ему жизнь и охранять от разочарований больше не нужно. Теперь вашей задачей стало помочь ребенку вырасти, чтобы уметь справиться с разумным количеством проблем. Только тогда наш мир станет для него уютным. А чтобы мир стал уютным, в нем необходимо питаться.
Что еще делают дети, чтобы побудить нас перейти границу и попытаться контролировать, что и сколько те едят? Они так нерешительны при виде новой пищи, что заботливые родители теряют терпение и стараются подтолкнуть процесс познания нового. Они едят так мало, что родители начинают беспокоиться. Они слишком внезапно меняются. Последнее часто становится причиной борьбы во время кормления, потому что младенец, кушавший с огромным энтузиазмом, вдруг превращается в ребенка-малоежку. Дети заставляют нас сделать шаг за линию, потому что они тонко чувствуют наличие у взрослых программ действий и мгновенно реагируют на них, сопротивляясь или используя борьбу с целью стать центром внимания. Дети, находящиеся в группе риска или «пищевого риска», перетаскивают нас на свою территорию особенно легко. Осторожные дети скорее всего осторожно отнесутся как к новой пище, так и к пищевым ситуациям. Отрицательно настроенные дети и те, которых легко расстроить, чаще всего так же относятся и к новым пищевым ситуациям.
С ними соблюсти принцип разделения ответственности сложнее всего. Подход к уязвимым детям точно такой же, как к смелым и решительным. Придерживайтесь режима и ограничений, будьте дружелюбными, обеспечьте поддержку, дайте ребенку возможность научиться справляться с нерешительностью, агрессией или расстройством. Постарайтесь сдержать свои порывы соблазнить ребенка какой-либо вкусностью, наградить за еду, поиграть, успокоить или приготовить нечто особенное. Ожидать, что ребенок возьмет себя в руки, справится с подходящей пищей и приятно проведет время, нормально, но если вы все будете делать за него, он ничему не научится. Однако это нелегко. Диетолог Джейн Фаулер, которая много лет вела образовательные программы для родителей в Уолнат-Крик в Калифорнии, часто говорила с родителями о понимании темперамента ребенка, о том, как он влияет на прием пищи. Например она рассказывала, что осторожные, медленно разогревающиеся дети негативно реагируют на эксперименты с новой пищей потому, что родители совершают ошибки, не понимая своего ребенка. «Кормить его не слишком весело», - сказала одна из мам, которая находила сигналы сына настолько обескураживающими, что прекращала предлагать мальчику новую еду.
Некоторые родители переступают черту, потому что считают своего ребенка толстым. Это беспокойство из-за веса чрезмерно. У пухлого в этом возрасте ребенка шансы вырасти толстым точно такие же, как и у худощавого. Становясь старше, дети худеют. Озабоченность родителей излишним весом ребенка может привести к печальным последствиям. Они начинают предпринимать меры безопасности, ограничивая ребенка в еде. Это тактика встречного пожара. Исследования детской тучности, проведенные в Беркли, свидетельствуют, что чем больше родители озабочены поддержанием веса ребенка, тем больше шансы того, что он вырастет толстым. Имейте в виду, что ваши попытки заставить ребенка есть меньше нарушают его право самому разбираться с количеством еды. То же самое можно сказать и о попытках заставить ребенка есть больше. Поскольку на сегодняшний день существует озабоченность детской тучностью и избыточным весом вообще, родители, боясь, что их ребенок растолстеет, не спешат удовлетворять его аппетит. Результат подобных действий может быть трагичным. Все мысли малыша начинает занимать пища, он стремится переесть, как только представится возможность, и в результате толстеет. Если вас беспокоит вес ребенка, лучшее, что вы можете сделать, - это кормить его так, как я рассказала в книге. Когда во время еды малыш получит необходимые ему поддержку и ограничения, он сумеет справиться с приемом пищи, съест не больше, чем нужно, а его тело обретет свойственный ему размер.
Дети с аллергией
Вам придется потакать ребенку, если он склонен к аллергии или не обладает крепким здоровьем, например болен диабетом или у него врожденное нарушение обмена веществ, фокус в том, чтобы это потакание было неявным и не нарушило динамику кормления. Этот раздел поможет вам справиться с пищевыми проблемами, всегда возникающими у таких детей. Когда я беседовала с Карэн Уэббер, детским диетологом из Британской Колумбии, которая специализируется на питании детей с аллергией, она указала, что основная забота при работе с детьми-аллергиками - это избежать нарушения пищевой динамики. Чтобы помешать ребенку съесть продукт, провоцирующий аллергию, родителям часто приходится идти малышу навстречу или готовить отдельные блюда. Мало того, видя, как ребенок страдает из-за аллергии, они иногда начинают его излишне опекать, до предела ограничивая меню, потакать слишком явно и манипулировать ребенком, чтобы заставить его поесть. Чтобы помочь родителям избежать борьбы во время кормления, Уэббер подчеркивает важность использования принципа разделения ответственности и необходимости переключать внимание ребенка с тех блюд, которые он не может есть, на те, которые может. Дети интуитивно избегают пищи, делающей их больными, но очень трудно определить разницу между естественным скептицизмом ребенка к новой пище и уклонением от возможно аллергенной еды. Уэббер рекомендует постоянно предлагать ребенку пищу, но не настаивать на том, чтобы тот ее съедал. Таким образом, его отказы от еды будут находиться под контролем.
Уэббер не раз помогала родителям детей-аллергиков с выбором пищи и вопросами пищевых взаимоотношений. Вот некоторые из ее предложений:
- соблюдать принцип разделения ответственности;
- предлагать разнообразные блюда;
- обрабатывать пищу ребенка ясельного возраста так, чтобы она как можно больше походила на пищу остальных членов семьи;
- разумно подходить к ограничениям;
- уважать пищевые предпочтения ребенка. Он имеет право любить макароны без содержания пшеницы, даже если вы их не любите.
Уэббер указывает, что отношение родителей очень важно, и это правда. Мой опыт показывает, что в борьбе с хроническими заболеваниями лучшими оказывались те дети, которые были способны взять на себя соответствующую возрасту ответственность за себя и свое заболевание. Подобному отношению и поведению они учились у своих родителей. Я знаю, как трудно иметь дело с ребенком слабого здоровья. Оно многого лишает как детей, так и взрослых. Однако дети справляются с физическими, когнитивными или поведенческими недостатками, если вы способны отнестись к состоянию малыша спокойно и без излишних эмоций. Примите ребенка таким, какой он есть, помогите ему и научите его ответственно относиться к своему здоровью. Но если вы жалеете ребенка, чувствуете вину за его состояние, ничего хорошего из этого не выйдет. Скорее всего вы будете потакать ему, подсовывая вкусную еду, и не станете ожидать от него приличного поведения за столом. Имейте в виду: такое отношение является результатом ваших собственных потребностей, но не ребенка. Поскольку во всем остальном он обычный ребенок, он и будет поступать, как обычный ребенок. Если вы ему позволите, он начнет вами манипулировать, он заставит вас делать все, чтобы вы плясали вокруг него во время еды. Ох уж эти дети! Они знают, как сделать счет в свою пользу, и помогают нам тоже об этом узнать.