Структурная организация нервной системы. Развитие движений и вертикализация тела этапы моторного онтогенеза
Функции нервной системы сложны и многообразны.
Для приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды для регуляции и постоянства внутренних процессов организма все основные части нервной системы (центральная, периферическая и вегетативная) должны быть анатомически целыми и функционировать в тесной взаимосвязи.
Структурная организация работы нервной системы
Уровни (этажи) ЦНС прослеживают в своем построении четкую связь с се филогенетическим развитием. Наиболее изучено построение первого этажа — спинного мозга,который по своему сегментарному принципу построения соответствует этапу централизации в филогенезе. Он напоминает узловатую НС червяков с их метамерным строением. Развитие головного конца медуллярной трубки (этап кефализании в филогенезе) привело к надстройке второго этажа перепой системы — ствола мозга, сохраняющего принцип сегментарности, но с более сложным строением, что необходимо для иннервации органов чувств, мыши липа, оральной мускулатуры. Потеря компактности сегментарных структур (``бабочка" в спинном мозгу распалась на отдельные "крылья" — ядра черепных нервов) привело к созданию мошной интегративной структуры -- ретикулярной формации.
Третий этаж — подкорка — содержит скопление клеток (ганглии), которые морфологически и функционально разделяются на более "древнюю" — паллидарную и более "молодую" — стриарную системы. Паллидарная система у рыб и стриарная система у птиц были высшими двигательными центрами, которые обеспечивали плавные движения рыб в воде и взмахи крыльев птиц в процессе полета. У но во рожден но то ребенка готовым к работе командным моторным центром является паллидум, и поэтому недаром его называют "паллидарным существом". У высших животных и человека потребовалась более тонкая дифференциация работы двигательных центров, что в процессе эволюции реализовалось возникновением пирамидной системы.
По закону субординации третий подкорковый и все нижележащие уровни были соподчинены самому "молодому" четвертому уровню И ПС — коре головного мозга. Этот последний высший уровень эволюции и создал предпосылки развития млекопитающих и человека разумного.
Для удобства изучения основ тонической диагностики поражения НС, вся сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга разбивается на отдельные составные части и структурные участки.
Сегментарные структуры непосредственно воспринимают чувствительные импульсы, управляют движениями, обеспечивают вегетотрофические влияния в зоне иннервируемого сегмента. Ствол мозга отвечает за иннервацию головы и лица, а спинной мозг за туловище и конечности.
Проводниковые системы связывают между собой в сложные цепи разной длины нервные клетки, находящиеся на разных уровнях периферической НС, спинного мозга, ствола, подкорки и коры. Каждый путь, предназначенный для передачи биоэлектрических импульсов в UHC, имеет в своем составе обрабатывающие, процессорные центры, которые можно считать "компьютерами" пути. Эти "компьютеры" на разных уровнях НС представлены: ганглиями, ядрами, серым веществом спинного мозга или коры больших полушарий. Однако связь между этими уровнями в процессе онтогенеза устанавливается не сразу, и построение проводящей системы, ее ``созревание" происходит в постнатальном периоде. В основе этого лежит важный период онтогенеза — миелинизация нервных отростков, которая является показателем функциональной зрелости НС. Врожденное или приобретенное в перинатальном периоде нарушение процессов миелинизации в ЦНС является одной из важных составляющих патогенеза ДЦП.
Интегративные функции — связь между сегментарными и проводниковыми структурами, регуляцию потоков импульсов по специфическим и неспецифическим путям осуществляет на уровне ствола и спинного мозга ретикулярная формация. Кроме того, в пределах мозга имеются комплексы циркулирующих систем с обратной связью, которые интегрируют и обрабатывают информацию на высших уровнях таких мозговых функций, как организация поведения, комплексы произвольных движений, мышление и др.
Развитие движений и вертикализация тела — этапы моторного онтогенеза
{module директ4}
Развитие моторики ребенка в некоторой мере повторяет эволюционную предысторию человека. Краткое знакомство с основными этапами этою грандиозного нуги, который прошла живая природа в процессе филогенеза, помогает врачам понять основы эволюционной неврологии, оценить двигательное развитие ребенка в норме и при патологии. Формирование двигательной функции — одно из важных звеньев в общем развитии ребенка. Под развитием в неврологии понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Этот процесс имеет неравномерный характер. Созревание различных отделов НС идет но принципу эволюционной зрелости. Сначала созревают и функционируют эволюционно более древние, а затем молодые структуры. Наряду с этой основной обшей последовательностью развития уровней НС происходит первоочередное созревание тех функциональных систем, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности новорожденного. Учение о системогенезе позволяет понять причины последовательности и преемственности этапов психомоторного развития ребенка. Многие функциональные системы состоят из подсистем, которые формируются в различные периоды жизни и постоянно усложняются в процессе развития и обучения. Наиболее интенсивно совершенствуются движения у детей первого года жизни, когда происходит вертикализация тела, формируется интегративная система двигательной регуляции, Развитие способности сохранять вертикальную позу у ребенка проходит через ряд стадий, которые приближают его к конечной цели. Эти стадии тесно взаимосвязаны с развитием самостоятельных движений.
Структуры, которые отвечают за нервную регуляцию позы и движений, локализуются в разных отделах UHC — от коры головного мозга до спинного мозга. В их размещении прослеживается четкая иерархия, отображающая последовательное усовершенствование двигательных функций в процессе эволюции. При этом происходит не столько перестройка существующих двигательных систем, сколько надстройка новых контролирующих надсистем, отвечающих заданные программы действий. Н.Л. Бернштейн весь сложный процесс развития движений и систем, контролирующих эти движения, разбивает на пять уровней: уровень тонуса- уровень мышечно-суставных связен, или уровень синергии- уровень пространства- уровень действия и уровень общения с людьми.
Уровень тонуса — исполняет статокинетические функции туловища и шеи. регулирует посегментно мышечный тонус туловища и конечностей, реализует и блокирует указания высших этажей нервной системы, руководит внутренними органами. Все функции на этом уровне ствола и опоры протекают самопроизвольно, бессознательно. Работа этого уровня является фоном для сознательных движений и совершается под регулирующим влиянием красных ядер. Филогенетически этот уровень организации движений соответствует рыбам (движения плавания в воде). В изолированном виде движения этого уровня проявляются редко, только в положении равновесия с окружающей средой, вне силы земного притяжения.
Уровень мышечно-суставных связей, иди уровень синергии связан с движениями конечностей и филогенетически появился в период локомоций на суше (земноводные, птицы). Этот уровень руководит большими группами мыши, большими синергиями, ритмом движений. Он связан с образованием двигательных навыков и автоматизмов, а также мимикой, пластикой. пантомимой телодвижений. Этот уровень также является фоновым, работает без привлечения сознания. Он может быть автопилотом для внутреннего управления движениями, когда высший уровень берет на себя пилотаж. Его высшим чувствительным центром является зрительный бугор, который собирает всю сенсорную информацию, выходящую из собственного тела, а высшим двигательным командным органом является паллидум.
В процессе кефализации в филогенезе управление движениями у млекопитающих переходит в подкорке к стриатуму. а в коре к пирамидной системе, образуя новый, высший уровень С.
Уровень пространства дает возможность овладевать тем пространством, которое находится перед глазами. Восприятие внешнего мира через телерецепторы проецируется в кору, а полосатое тело и пирамиды осуществляют реализацию двигательного овладения пространством, то есть локомоций. Циклические движения (бег, ходьба), целевые перемещающие действия с достижением какого-нибудь результата, движение всего тела в пространстве, переключение, гибкость, маневренность движений, преодоление сопротивления, а также четкие целеустремленные движения рук —далеко не полный перечень функций этого уровня. Все движения этих трех уровней всегда двусторонни и симметричны.
Два следующих уровня — уровень действия и уровень общения — присущи высшим млекопитающим и полностью связаны с корой (префронтальные и премоторные зоны). Зачатки мышления есть у собаки, слона, обезьяны, но только человек нс достиг высшего уровня предметных, последовательных, содержательных действий и владеет речью, как средством общения. В онтогенезе уровень D формируется у ребенка к 1,5—2 годам, когда у ребенка-правши начинает преобладать правая рука, то есть проявляется асимметрия работы полушарий. У ребенка проявляются действия — цепочки последовательных движений, которые решают ту или иную двигательную задачу. Высшая цель восстановления движений при церебральных параличах у детей, которые задерживаются на низших уровнях развития моторики, — восстановить уровень D — уровень действий.
С уровнем действий D связаны двигательные навыки, высшие автоматизмы. В коре находятся наборы сенсорных гностических коррекций и запасы навыков, умений, т. е. праксис. Речь можно рассматривать как одну из двух форм цепных двигательных навыков- управление, организация речи четко связаны с доминирующим полушарием. Этот уровень D руководит всеми нижележащими уровнями построения движений А-С.
Задачей реабилитации больных с ДЦП является восстановление нарушенного онтогенеза построения движений и вертикализации тела. В условиях спастичности, дистонии или гипотонии реабилитолог старается заставить "работать" все уровни построения движения, связывая их в единый комплекс для создания нового двигательного стереотипа. Это способствует приобретению или улучшению моторных навыков, самообслуживания и, в результате, социальной адаптации больного с церебральным параличем.