Автомобильные выхлопы могут увеличивать риск аутизма
Видео: Китай: перекупщики продают талоны на посещение врача (новости)
Воздействие автомобильных выхлопов в период внутриутробного развития и в ранние годы жизни ассоциируется с риском аутизма.Об этом заявляют ученые из Университета Южной Калифорнии (Лос-Анжелес, США).
Исследователям удалось установить, что дети, страдающие аутизмом, чаще проживают в домах, расположенных на загрязненных территориях. Это касается как пребывания в таких районах во время внутриутробного развития (скорректированное отношение шансов 1,98, 95% доверительный интервал от 1,20 до 3,31), так и проживания в течение первого года жизни (ОШ 3,10, 95% ДИ от 1,76 до 5,57). То есть, риск повышается в 2-3 раза по сравнению с детьми из группы контроля. Об этом сообщила доктор Хизер Фолк.
В онлайн-издании «Архивы общей психиатрии» калифорнийские исследователи указывают, что воздействие диоксида азота и твердых частиц диаметром менее 2,5 и менее 10 мкм во время гестации также ассоциируется с риском аутизма.
Авторы исследования отмечают, что взаимосвязь была наиболее выраженной при воздействии загрязнителей на позднем сроке беременности, а также в первые месяцы жизни ребенка. Исследователи утверждают, что дети с аутизмом в 3 раза чаще подвергались воздействию автомобильных выхлопов именно в этот период. В то же время, нельзя более точно определить некий «критический период» воздействия.
Калифорнийские исследователи говорят, что необходимы дальнейшие углубленные работы, чтобы обнаружить вероятные биологические механизмы такого воздействия.
Ученые проанализировали взаимосвязь между загрязненностью воздуха, качеством воздуха и риском аутизма в группе из 279 больных аутизмом и группе контроля из 245 детей с нормальным развитием.
Участникам на момент исследования было от 24 до 60 месяцев, все они родились в Калифорнии. Эти дети были зачислены в исследование CHARGE – Исследование рисков детского аутизма, связанных с генетикой и окружающей средой. Среди детей преобладали мальчики (84%), примерно 50% детей были белыми, между группами не было существенной разницы по демографическим и социально-экономическим критериям.
Для оценки качества воздуха и уровня загрязненности использовались адреса матерей из свидетельств о рождении, а также специальные анкеты и данные «Системы качества воздуха» Агентства по охране окружающей среды США.
Авторы включили в исследование диоксид азота, озон и твердые частицы диаметром менее 2,5 и 10 мкм. Именно эти показатели оценивали при выявлении взаимосвязи между аутизмом и загрязненностью воздуха.
Также отмечается, что предыдущие исследования выявили взаимосвязь между внутриутробным воздействием воздушных загрязнителей и худшим исходом беременности, иммунологическими нарушениями, а также снижением когнитивных способностей детей. Среди этих загрязнителей существенную угрозу развития аутизма представляют только твердые частицы и диоксид азота. Озон, судя по всему, никак не связан с возникновением аутизма.
Воздействие диоксида азота достоверно повышает риск аутизма при воздействии на детей первого года жизни (ОШ 2,06, 95% ДИ от 1,37 до 3,09), как и во время внутриутробного развития (ОШ 1,81, 95% ДИ от 1,23 до 2,65).
Во время внутриутробного развития риск был выше во втором (ОШ 1,62, 95% ДИ от 1,17 до 2,25) и третьем триместре (ОШ 1,64, 95% ДИ от 1,18 до 2,29). Воздействие диоксида азота в первом триместре повышает риск аутизма почти в полтора раза (ОШ 1,47, 95% ДИ от 1,05 до 2,20).
Твердые частицы размером менее 2,5 мкм ассоциировались с увеличением риска аутизма у детей более чем в 2 раза во время первого года жизни (ОШ 2,12, 95% ДИ 1,45 до 3,10), а также во время беременности (ОШ 2,08, 95% ДИ от 1,93 до 2,25). Если рассматривать отдельные триместры беременности, то во втором (ОШ 1,48, 95% ДИ от 1,40 до 1,57) и третьем триместре (ОШ 1,40, 95% ДИ от 1,11 до 1,77) воздействие твердых частиц почти в полтора раза повышало риск. Тем не менее, не удалось установить такую взаимосвязь для первого триместра.
Твердые частицы менее 10 мкм более чем в 2 раза повышали риск аутизма при воздействии на ребенка в течение первого года жизни (ОШ 2,14, 95% ДИ от 1,46 до 3,12) и во время всей беременности (ОШ 2,17, 95% ДИ от 1,49 до 3,16). Для первого триместра показатели были наиболее скромными (ОШ 1,44, 95% ДИ от 1,07 до 1,96), для второго угроза была максимальной (ОШ 1,83, 95% ДИ от 1,35 до 2,47), в третьем триместре риск возрастал примерно на 60% (ОШ 1,61, 95% ДИ от 1,20 до 2,14).
Доктор Фолк и соавторы ее исследования указывают на особую важность различий в загрязненности воздуха в разных районах- анализ этих различий помог бы лучше понять индивидуальные эффекты, которые дают те или иные вещества. Также многое нужно сделать, чтобы понять механизмы воздействия воздушных загрязнителей, приводящих к аутизму.
Авторы признаются, что их исследование может быть ограничено неизмеренными второстепенными факторами, а также неучтенными моментами, которые могут специфично влиять на плод только на определенных сроках беременности.
В сопроводительной статье доктор Джеральдин Доусон из Университета Северной Каролины (Чапел-Хилл, США) отметила, что в последние годы повышение внимания исследователей к аутизму совпало с ростом заболеваемости. Она добавила, что за последние 6 лет частота расстройств этого типа выросла на 78%, а ежегодные медицинские затраты на лечение этих болезней выросли более чем в 3 раза.
Исследование доктора Фолк – лишь небольшой шаг к пониманию факторов риска аутизма.