Эксперты: передача вируса эбола воздушно-капельным путем крайне маловероятна

Видео: В переносе вируса Эбола обвинили бананы

Поездка в переполненном автобусе или лифте – это явление малоприятное, особенно в разгар сезона гриппа.

Кашель и чихание соседей раздражает.

А если речь идет уже не о банальном насморке, а о смертельном вирусе Эбола?

Том самом вирусе, который за пару месяцев поразил практически всю Западную Африку и успел проникнуть в некоторые развитые страны.

В последнее время некоторые люди выражают обеспокоенность в связи с возможным «наиболее пессимистическим сценарием» - распространением вируса Эбола воздушно-капельным путем. Мол, тогда мы все обречены.

Но международная команда экспертов-вирусологов спешит успокоить общественность: передача смертельного вируса таким путем крайне маловероятна. Об этом они сообщили в новом выпуске New England Journal of Medicine.

«Данные, полученные во время нынешней эпидемии и предыдущих вспышек лихорадки, предполагают, что вирус Эбола не способен передаваться между людьми при кашле и чихании», - заявил доктор Арманд Шпрехер (Armand Sprecher), специалист в области общественного здоровья организации «Врачи без границ».

«Если бы здесь имела место передача воздушно-капельным путем, то мы бы стали свидетелями множества спонтанных случаев, которые явно не связаны с известными случаями болезни. Если речь идет о заболевании лихорадкой Эбола, то мы говорим об очень сильном воздействии вируса, предполагающем прямой контакт с больным человеком или с трупом», - поясняет доктор Шпрехер.

Вот почему новые руководства для медработников по лечению пациентов с лихорадкой Эбола фокусируются на том, что обязательно следует носить защитные костюмы, не оставляющие открытых участков кожи. Главное, чего следует бояться – это прямой контакт с телом и биологическими жидкостями больного.

Доктор Арджун Шринивасан (Arjun Srinivasan), директор по инфекционным программам Центра по контролю и профилактике заболеваний США, говорит: «Самые надежные данные, которыми мы располагаем, предполагают, что главным путем передачи вируса является контакт поврежденной кожи и слизистых оболочек с зараженными жидкостями».



Жидкости, о которых идет речь – это, в первую очередь, рвотные и каловые массы. Это актуально, потому что по мере прогрессирования болезни у больного развивается рвота и диарея. Эксперты говорят, что больной становится все более опасным по мере прогрессирования заболевания, так как содержание вируса в организме растет.

В течение первого дня болезни, когда у человека только повышается температура, нет рвоты и диареи, передачи вируса не будет даже при прямом контакте. Поэтому эксперты считают, что в течение инкубационного периода и первых 1-2 дней болезни вирус не так уж просто подхватить.

В семье первого пациента из США Томаса Эрика Данкана (Thomas Eric Duncan), у которого диагностировали лихорадку Эбола, никто не заразился и не заболел. Несмотря на то, что все родные были с ним дома, когда у него началась рвота и диарея.

«Я думаю, что это особенно важно помнить, чтобы не поддаваться панике», - говорит доктор Шринивасан.



Тем не менее, эксперты отмечают, что все вышесказанное базируется на наблюдениях эпидемиологов, а не строгих научных доказательствах. Врачи еще не обладают достаточным количеством научной информации, чтобы с уверенностью говорить обо всех возможных путях передачи вируса Эбола.

К сожалению, необходимых данных до сих пор нет, потому что вспышки лихорадки Эбола раньше были редкими и не привлекали такого внимания научной общественности.

Доктор Шпрехер говорит, что науке мало известно даже о том, остается ли выживший после лихорадки Эбола заразным. Есть предположение, что в его организме будут содержаться следы вируса Эбола и генетический материал.

«Пациенты возвращаются домой, после чего мы не наблюдаем новых случаев болезни в их окружении. Поэтому они считаются незаразными в нашем наилучшем понимании», - говорит Шпрехер.

Врачи не могут с уверенностью сказать, что выжившие после лихорадки Эбола имеют пожизненный иммунитет, несмотря на то, что уже были попытки переливать кровь таких пациентов здоровым людям в надежде передать им антитела против вируса.

Люди, пережившие смертельную болезнь, являются носителями специфических антител против вируса, но пока никто повторно не сталкивался с инфекцией. Поэтому западная наука не знает, насколько хорошо защищают эти антитела.

«Мне не знакомы данные, которые абсолютно доказывают, что после первого случая заболевания человек не может заболеть повторно», - заявляет доктор Джереми Фаррер (Jeremy Farrar), директор британского фонда Wellcome Trust.

Эксперты на последнем брифинге представили новые данные о ситуации в Западной Африке и попытках, которые предпринимаются для остановки эпидемии в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне.

На сегодняшний день вирус Эбола уже убил более 4 900 человек, число зафиксированных случаев заболевания перевалило за 10 000. Основным очагом эпидемии остается территория этих трех государств.

«Эпидемия усугубляется сильно отстающими системами здравоохранения, которые были недоукомплектованы еще до тех потерь, которые понесли в этом году», - говорит доктор Пол Фармер (Paul Farmer), сооснователь Partners In Health. Это международная организация, которая занимается вопросами здравоохранения в бедных странах.

К примеру, в Либерии проживает несколько миллионов человек, но в государственной системе здравоохранения работает менее 50 (!) врачей.

«Несколько медицинских работников, с которыми мы встречались в этом году, уже умерли от лихорадки Эбола», - говорит Фармер, добавляя, что только в Сьерра-Леоне от 97 о 125 зараженных врачей скончались от этой болезни.

«И это в сердце эпидемии, где уже сейчас системы первичной и вторичной медицинской помощи разрушены. Там недостаточно отделений для лечения Эболы, а те отделения, которые существуют, не способны эффективно бороться с вирусом. Снабжение также остается ужасным», - подытожил доктор.
Похожее