Стресс-эхокардиография расширяет круг потенциальных доноров сердца

Рутинная стресс-эхокардиография может идентифицировать здоровых потенциальных доноров сердца, которые ранее признавались непригодными из-за возраста или транзиторной левожелудочковой дисфункции.

К такому выводу пришли итальянские ученые.

После 2-летнего наблюдения 26 пациентов из 29, которые получили органы от умерших доноров, чьи сердца были признаны здоровыми после стресс-эхоКГ, оставались в живых. Эти результаты опубликовал доктор Тонино Бомбардини, научный координатор проекта ADONHERS.

Три смерти, которые наблюдали в изучаемой группе – одна в результате сепсиса через 2 месяца, одна из-за рака через 15 месяцев и одна из-за рецидивирующей множественной миеломы через 32 месяца – также не были связаны с состоянием пересаженных сердец. На этом доктор Бомбардини акцентирует внимание на встрече EuroEcho 2012 года в Афинах.

Он говорит, что только в Европе каждый год около 4.500 (до 500 в одной Италии) потенциальных донорских сердец с разрешением на трансплантацию не используется по причине эпизодов снижения функции левого желудочка менее чем на 45%, а также возраста доноров, который считается нежелательным для пересадки. Такие данные доктор Бомбардини, который является профессором Института клинической физиологии в Пизе, привел в интервью изданию MedPage Today.

Он отметил, что в США в половине случаев отказываются от трансплантации органов по причине возможной плохой их функции. Положительный фармакологический стресс-тест помогает достоверно отсеять пациентов с коронарными заболеваниями и патологиями миокарда, ограничивающими пригодность органа, а отрицательный тест выявляет сердца, которые «слишком хороши, чтобы умирать». Такой метод ежегодно будет давать нам тысячи органов, признаваемых ранее непригодными. А это – тысячи спасенных жизней.

Стресс-эхокардиография поможет поднять фактический возрастной потолок для доноров сердца с нынешних 55 до 65 лет. Часто вентрикулярная дисфункция, регистрируемая на эхо в покое, может быть преходящей, вызванной каскадом активности симпатической нервной системы и другими временными факторами. Это явление обратимо при агрессивном фармакологическом лечении или фармакологической стимуляции, включая применение инсулина, метилпреднизолона, вазопрессина, трийодтиронина.



Левожелудочковая функция и обратное ремоделирование в таких сердцах могут быть подтверждены с помощью трансторакальной 2D эхоКГ, а после восстановления функции левого желудочка эти сердца становятся пригодными для трансплантации.

Доктор Бомбардини назвал это стратегией WTS (wait, treat, see). Имеется в виду ждать (смерти мозга), лечить (агрессивной гормональной терапией) и видеть (изменения на стресс-эхоКГ).



Таким образом, главной целью является идентификация маркеров, которые отображают способность сердца восстановить хорошую функцию для достижения состояния, пригодного для трансплантации.

В данном исследовании ученые изучили 56 сердец от доноров старше 50 лет и 10 сердец от доноров моложе 50, но имевших 3 и более сопутствующих факторов риска. Исследование проводилось с 2005 по 2012 год.

Стресс-эхокардиография засвидетельствовала, что 35 из этих органов были пригодны для трансплантации, после чего для 29 из них исследователи нашли подходящих реципиентов. Оставшиеся 6 сердец, для которых не нашли реципиентов, вскрыли, чтобы подтвердить отсутствие заболеваний коронарных артерий и кардиомиопатии.

В течение 1 месяца 26 пересаженных сердец выглядели нормально при ангиографии и интраваскулярном ультразвуковом исследовании, а также продемонстрировали хорошие результаты на гемодинамических и вентрикулографических тестах. Остальные 3 сердца показали незначительные одиночные патологии коронарных артерий. После 2 лет исследования 26 пациентов все еще оставались в живых. 3 других умерли по указанным выше причинам, не связанным с патологиями сердца.

Доктор Бомбардини заявил, что он со своими коллегами уже начал разработку нового протокола для стресс-эхоКГ, по которому в ближайшем будущем можно будет выявлять пригодные для пересадки сердца, отбрасываемые ранее по причине незначительных аномалий движения стенки левого желудочка.

По словам ученого, одним из преимуществ стресс-эхокардиографии является ее полезность в оценке обратимости левожелудочковой дисфункции, вызванной временным избытком катехоламинов или последствиями инсульта. Без такого исследования многие из этих органов были бы забракованы.

В текущем исследовании 44 донора проходили стресс-эхокардиографию с дипиридамолом, а еще 3 – с добутамином. Европейская ассоциация эхокардиографии и Американское общество эхокардиографии рекомендуют использовать свои фармакологические агенты. Доктор Бомбардини и его коллеги предлагают применять дипиридамол в качестве препарата выбора, а добутамин использовать как препарат резерва для случаев, когда дипиридамол использовать невозможно (оператор не имеет достаточного опыта работы с ним или пациент страдает аллергией на этот препарат).

Исследователь говорит, что дипиридамол вводится за меньшее время, чем добутамин, что делает его более удобным для использования.

Похожее